Час пик на вершине мира

По некоторым данным, сокращение арктического морского льда до современного минимума в 2012 году ставит нас на грань судоходного бума, который может сделать самые северные морские пути мира похожими на шоссе Санта-Моника в час пик.

Это не так. По крайней мере, не в этом году.

Конечно, в последнее время на крайнем севере произошло несколько примечательных судоходных историй. Буквально на этой неделе грузовое судно с усиленным льдом корпусом должно было прибыть в норвежский порт после перевозки канадского металлургического угля из Британской Колумбии. Корабль M/V Nordic Orion стал первым балкером, пересекшим Канадский арктический архипелаг через Северо-Западный проход — путь, который веками искали моряки, мечтающие сократить путь из Атлантики в Тихий океан.

Дальше на восток китайский контейнеровоз Yong Sheng привлек внимание всего мира, доставив сталь и оборудование из китайского порта Далянь в европейский транспортный узел Роттердам. Вместо обычного маршрута через Суэцкий канал «Юн Шан» пересек Северный Ледовитый океан вдоль северного побережья России по Северному морскому пути. По словам владельца судна, арктический маршрут сократил обычный 48-дневный рейс примерно на две недели. (1)

Сообщается, что Yong Sheng был первым контейнеровозом, пересекшим Арктику, хотя нефтяные танкеры и сухогрузы уже много лет курсируют в прибрежных водах России. В 1942 году ВМС Германии даже предприняли операцию под названием «Страна чудес» по перехвату и потоплению кораблей в арктическом секторе, который тогда был частью Советского Союза.

Но, несмотря на эти достижения, это был трудный сезон для арктического судоходства по той неожиданной причине, что льда было больше, чем в прошлом году. На самом деле льда гораздо больше. Северо-Западный проход так и не освободился ото льда, а вдоль Северного морского пути были небольшие участки, на которых летом и осенью сохранялся хоть какой-то ледяной покров (хотя и рассеянный и тонкий).

Согласно статистике правительства России, к 30 сентября по Северному морскому пути прошло всего 28 судов с грузами. Эти корабли перевезли около 1 млн тонн грузов. В 2012 году в рейс отправилось 46 грузовых судов, перевозивших около 2 миллионов тонн грузов. Московский блогер Джон Хелмер отмечает, что в разгар арктического судоходства советских времен в 1987 году было перевезено около 7 миллионов тонн грузов, хотя большая часть из них была только между российскими портами. (2)

Часть дополнительного трафика должна пройти по Северному морскому пути до закрытия сезона в начале декабря. (Странно, что корабли все еще могут пересекать российскую Арктику в столь позднее время года, когда температура воздуха значительно ниже точки замерзания и почти нет дневного света. Судоходство остается возможным главным образом потому, что в это время грузоперевозкам помогают ледоколы, а также потому, что океанская вода из-за содержания соли не замерзает до тех пор, пока ее температура не упадет примерно до 28 градусов по Фаренгейту.) Тем не менее, трансарктический транспорт невелик по сравнению с объемом, протекающим через Суэцкий канал или вокруг Африканского Рога.

По большей части она также экономически неконкурентоспособна. Канадский круиз Nordic Orion не состоялся бы без крупного канадского гранта в поддержку ледокола, финансируемого налогоплательщиками. Российское агентство арктического судоходства взимает высокую плату за свои услуги, которые включают в себя сеть сервисных и аварийно-спасательных станций и новый флот атомных ледоколов, оба из которых находятся в стадии разработки и, как ожидается, будут полностью введены в эксплуатацию к концу этого десятилетия.

Большая часть нынешних действий направлена ​​на поддержку национальных претензий на суверенитет над богатыми ресурсами и стратегически важными арктическими водами. Канада может быть готова предоставить ледокольные услуги бесплатно, но требует, чтобы грузоотправители получали канадскую лицензию перед проходом через ее северный архипелаг. Отчасти это сделано для опровержения заявлений США и других стран о том, что судоходные пути через канадские острова должны быть открыты для всех флагов в соответствии с международным правом.

Русские, со своей стороны, стремятся захватить и осуществлять суверенитет над значительной частью арктического бассейна. Вероятно, поэтому Россия так резко отреагировала на рекламный ход Гринпис, направленный против российской нефтяной вышки. Россия выдвинула обвинения в пиратстве, предусматривающие 15-летние тюремные сроки, против всех 30 человек на борту корабля Greenpeace Arctic Sunrise, которые не подчинялись приказам России держаться подальше от бурового судна. Обвинение в пиратстве основано на сообщениях о попытке двух активистов подняться на борт нефтяной вышки, где, по их словам, они планировали повесить плакат протеста.

Возможно, будущее сжатие арктических ледяных массивов создаст час пик на вершине мира еще при моей жизни. Может нет. Однако сейчас это выглядит как открытая дорога — если вы не возражаете против льда.

Источники:

1) Ежедневная почта«Грузовой корабль отправляется в историческое путешествие по Северо-восточному проходу… но может ли «кратчайший путь», открытый таянием морского льда, революционизировать судоходство?»

2) Танцы с медведямиДуэль на паковых льдах: Россия усиливает контроль над судоходством в Северном море, но Суэцкий канал еще может победить

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Товары из Китая: обзоры и советы