У древних египтян и месопотамцев было много общего, но они также отличались, несмотря на то, что появились примерно в одно и то же время. Египтяне, религиозно оптимистичный народ, установили бюрократическое правительство, которое в конечном счете отражало их социальную систему. В Месопотамии, где на жизнь не смотрели с оптимизмом, более разнообразная социальная система привела к децентрализованной политической системе. Факты, однако, показывают, что оба общества верили в загробную жизнь, создали уникальную структуру письма и преуспели в искусстве и науке.
В Месопотамии, к сожалению, не было сезонных наводнений со стороны Тигра и Евфрата, которые заставили бы их создать организованную систему земледелия. Это объясняет их негативное отношение к загробной жизни и общему настроению богов. Тем не менее Египет располагался на плодородных почвах долины Нила, что обеспечивало ручное наводнение. Это позволило египтянам рассматривать вселенную как упорядоченную и благотворную. Эта загробная жизнь была настолько священной, что они верили в сохранение тела после смерти для путешествия в загробную жизнь посредством процесса мумификации. Жители Месопотамии, опасаясь разочаровать богов, считали, что их предназначение — служить богам, и поэтому религия играла более важную роль в управлении. Например, жрецы играли гораздо большую роль, чем в Египте. Независимо от ситуации, обе цивилизации процветали в сельском хозяйстве.
Обе общины имели социальную систему, разделенную на три группы. Закон царя Хаммурапи определил эти три группы: свободная земельная собственность, включая членов королевской семьи, священников и чиновников; зависимые фермеры и ремесленники; и класс рабов, которые обычно были военнопленными. Лидеры храма считались членами королевской семьи и контролировали большие поместья вместе с Лугалом (королем). Пока существовало господство мужчин, в Месопотамии женщины имели права. Они могли владеть землей и бизнесом, могли торговать, но предпочитали растить детей. В конечном итоге женщины потеряли свое социальное положение из-за распространения сельского хозяйства и роста среднего класса. Социальный класс в Египте был менее отчетливым: он состоял из царя и его чиновников; чиновники низшего звена, священники, фермеры и профессионалы; и мальчики внизу. Крестьянский класс выполнял большую часть сельскохозяйственных работ, поскольку рабство было ограничено. Тучность, как и во многих древних цивилизациях, была признаком богатства и статуса. Подчинение женщины мужчине также очевидно в Египте. У женщин было еще больше прав. Это включало владение собственностью, наследование и возможность передавать собственность кому угодно.
Какой-то царь в конце концов правил и Египтом, и Месопотамией. Египтянами управляла бюрократия, в которой верховным правителем был фараон, за которым следовали назначаемые им чиновники. Чиновников выбирали на основе заслуг, а не наследия, как в Месопотамии. Фараон рассматривался как бог на земле, на которого была возложена ответственность за обеспечение процветания и процветания. Дворец контролировал междугороднюю торговлю, а также собирал налоги на строительство и армию. Жрецы же не играли такой большой роли в политике, как в Месопотамии. Двумя центрами власти в Месопотамии были храм и дворец царя. Храм и дворец обычно были центром и окружены сельскохозяйственными угодьями, называемыми городами-государствами. Эти города-государства развивались независимо друг от друга и торговали друг с другом. Короля-теократа звали Лугал, и он отвечал за права собственности, защиту и закон. Немного отличаясь от Египта, Лугал был просто агентом или посредником богов.
Древний Египет и Месопотамия основывали свою экономику на сельском хозяйстве. Эта кропотливая работа требовала более продуктивных методов работы, возможно, благодаря достижениям в области технологий. Оба общества использовали процесс орошения через каналы и дамбы. В основном использовались каменные орудия труда, а также немного бронзы. Египет умело использовал простые механизмы, такие как рычаги и шкивы, для создания великолепных памятников. Месопотамцы облегчили изготовление гончарных изделий, создав гончарный круг. Самым значительным нововведением были отличительные структуры письма обеих цивилизаций. Жители Месопотамии предпочитали клинописный способ письма — создание клиновидных символов из тростника. К счастью для открытия Розеттского камня, мы можем интерпретировать множество древнеегипетских иероглифов.
Несмотря на свою изоляцию, обеим цивилизациям удалось сохранить базовую структуру человеческой природы и применить индикаторы цивилизации. Отсюда вытекают специфические характеристики, составляющие классы месопотамцев и древних египтян.