Древнерусская символика на бело-голубом фарфоре.

Русский фарфор широко известен и часто используется в качестве традиционного подарка.

Искусство декоративной росписи фарфора передается мастерами из поколения в поколение. Однако мало кто из нас задавался вопросом, что именно изображено на гжельском чайнике или ломоносовской фарфоровой чашке.

Синий цвет, глазурованный кобальтом, имеет долгую историю.

Майолика, изготовленная в Гжели, в 60 км от Москвы, традиционно украшалась глазурью из кобальта.

Археологические раскопки доказывают, что гончарное ремесло существовало в Гжели с начала XIV века.

Не исключено, что технология росписи кобальтом под бело-голубую гальванику появилась в Гжели благодаря монгольскому нашествию. Бело-голубой фарфор был известным продуктом китайских династий Юань и Мин, и монголы, возможно, завезли образцы этого фарфора в Россию в XIII-XIV веках.

Во второй половине XVII века купец Афанасий Гребенщиков построил мануфактуру, где изготавливал различные виды майоликовой керамики. Для своих изделий он использовал знаменитую белую глину (гжель), а также опыт гжельских гончаров. Вернувшись на родину, мастера занялись созданием собственных майоликовых мануфактур.

Традиционно гжельский фарфор украшали растительными мотивами, например, гжельской розой, и сказочными существами, такими как Жар-птица.

Гжельский фарфор чаще всего имеет восьмиугольные формы, формы с восемью лучами, формы с двенадцатью или шестью лучами, а также трилистник.

Что обозначают эти символы?

Жар-птица — языческий, дохристианский бог древних славян, воплощение бога бурь. В славянских сказках это сказочная птица, которая прилетает из другого царства (дальней страны).

Жар-птица — очень древний языческий бог, сохранившийся только в традиционных русских народных сказках.

Символ шумерской богини Инанны (Иштар) означает «чистое небо», которым правил Зевс. Поздние скифы прослеживали свое происхождение от Зевса. Его третья жена, Гера, была соправительницей неба. Ее символом была утка (по-шумерски «солнечная»), золотая птица или птица Жар (русское название Жар-птицы, происходящее от скифского зар, золото).

Предполагается, что Жар-птица древних славян произошла от птицы Жар (Золотая птица) скифов.

Цветы были символом солнца у древних славян. Цветы вплетали в волосы девушек во время празднования древнего праздника, посвященного богу солнца.

Бутон цветка символизирует возможность.

Цветок в полном расцвете символизирует развитие и плодоношение.

Древние славяне часто использовали керамические кувшины в религиозных целях, а также календари. Это породило традицию украшать посуду восьмиугольниками (древние славяне признавали восемь частей света) и календарными символами (двенадцать месяцев).

Трехлистный клевер символизировал часть древа жизни, продолжение рода и связь между предками и будущими поколениями. Символ дерева жизни очень древний и существует в фольклоре многих народов. Д. Мелхиседек писал, что в этом символе заключены все формулы сотворения мира — каждая из них.

Но вернемся к более позднему историческому периоду.

В Средние века особой популярностью пользовались украшения, глазурованные кобальтом.

Гжельские мастера любят говорить, что нет в России такой синевы, как синева их неба.

Так им пришла в голову идея перенести этот голубой цвет на белый фарфор.

Рисунок переносится на необожженную майолику или фарфор. После обжига при очень высокой температуре краска приобретает свой знаменитый темно-синий цвет и подвергается процессу стеклования. Конструкция очень прочная. Цвета и глазурь мерцают. Он нежно и эстетично смотрится на белом фарфоре и фарфоре с золотом, придает посуде нежный и элитный характер.

В начале 18 века фарфор был особенно популярен в Российской империи. Его ценили выше, чем золото. Французский императорский институт был одним из основных производителей фарфоровой посуды. Фарфоровые изделия производились для двора Бурбонов, а синий был традиционным цветом украшения, так как это был цвет герба Бурбонов.

Вскоре эту традицию переняла и Россия – фарфор того времени часто украшали голубым и золотым. Первоначально эта традиция не была так распространена, и «предок» современной, всемирно известной кобальтовой сетки Ломоносовского завода, сервиз, принадлежавший императрице Елизавете, известной своим пристрастием к фарфору, был розового цвета. (Чашки этого дизайна все еще находятся в производстве и называются розовой сеткой.)

Глазурованный кобальт, однако, стал характерен для русского фарфора, благодаря технологии его изготовления — более высокой технологии обжига, чем французский фарфор.

Позже, под влиянием ампира, стиля, который особенно любила Екатерина Великая, многие здания в Петербурге и Москве были оформлены в голубых и золотых тонах. Особенно популярным в то время было глазурованное кобальтовое украшение фарфоровых изделий, обогащенное позолотой под глазурью.

Эти традиции можно отметить и в мире – знаменитая кобальтовая сетка, голубизна, цветочные мотивы глазурованного кобальта – ампирное древо жизни и золотая эмаль, символизирующая древнюю Жар-птицу.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Товары из Китая: обзоры и советы