Во всем мире люди выращивают и собирают деревья бонсай в качестве хобби и вида искусства. Эти крошечные деревья долгое время выращивались в декоративных контейнерах, отсюда и их название; Бонсай буквально означает дерево в горшке. В то время как многие считают деревья бонсай японскими, искусство бонсай зародилось в Китае как часть духовной практики, связанной сначала с даосизмом, а затем с буддизмом.
Бонсай был частью древнего китайского искусства «пенцзин», также известного как «каламбур-сай», что означает практику создания миниатюрного ландшафта в контейнере. Китайские художники использовали растения, камни и другие природные материалы для создания крошечных пейзажей, часто напоминающих священные горы, ручьи и другие природные сцены, а также драконов и змей, расставленных на подносах или в горшках.
Эта практика создания миниатюрных пейзажей и деревьев может быть связана с китайской философской традицией даосизма. Даосизм предполагал, что мышление и жизнь естественным образом и отказ от жестких, общепринятых убеждений помогут разуму лучше настроиться на ритмы природы. Быть единым с природой, плыть по течению и понимать, как все в жизни взаимосвязано, — неотъемлемая часть даосских учений. Идея инь и ян является одним из примеров. Даосизм также считает, что даже если что-то в природе маленькое, оно будет содержать и силу, и силу, если оно развито (и если оно ограничено небольшим пространством). Деревья бонсай с возрастом становятся все более ценными.
Монахи из Индии привнесли новое влияние в китайскую даосскую традицию, которая стала известна как чань-буддизм. Буддисты Чань начали использовать саженцы деревьев в своих миниатюрных горных ландшафтах. При работе с природными материалами обрезка и обрезка карликовых деревьев была частью творческого процесса, а буддийские монахи были поглощены формой медитации.
Затем буддизм проник в Корею и, в конце концов, в Японию, где он стал известен как дзен-буддизм. Дипломаты, путешествующие в Китай и Корею, принесли китайское искусство и культуру в Японию, и создание миниатюрных пейзажей, связанных с буддийской символикой, быстро завоевало популярность.
Первоначально деревья бонсай и небольшие ландшафты выращивали только японские буддийские монахи и ученые. Ядро философии дзэн было усовершенствовано, чтобы представить красоту в ее необработанности, с удалением всего, кроме того, что необходимо для раскрытия истинной природы чего-либо. Древние японские свитки показывают, что бонсай представлял собой комбинацию традиционных верований, смешанных с другими восточными философиями о гармонии между человеком, душой и миром природы.
В 14 веке бонсай пользовался уважением как форма искусства в Японии и широко представлен в поэзии и живописи. В этот момент деревья бонсай выставлялись в помещении японской аристократией, и практика изготовления бонсай стала меньше ассоциироваться с религией. Несколько столетий спустя деревья бонсай стали столь же распространены среди населения Японии, как и сегодня.