Легендарная лакокрасочная продукция Bagan

Баган в Центральной Бирме известен не только своими более чем 2000 древними храмами и пагодами, но и легендарными лаковыми изделиями, которые являются одним из основных источников дохода Багана. Необыкновенно красивую лаковую посуду высочайшего качества, как старую, так и новую, можно приобрести в Багане, так как здесь она изготавливается в сложном и трудоемком процессе, требующем очень высокого уровня мастерства и художественного мастерства, передающегося из поколения в поколение. к поколению на многих семейных предприятиях по производству лакированных изделий в Багане.

История лаковой посуды восходит к «династии Шан», которая правила королевством, расположенным в долине Хуанхэ (Желтой реки) в Китае, примерно с 1570 г. до н.э. до примерно 1045 г. до н.э. Они разработали первый лак, а самые ранние образцы лаковой посуды представляют собой археологические фрагменты. со времен правления династии Шан в Китае, откуда это искусство пришло в Бирму.

Лакокрасочные работы — это процесс нанесения лака на поверхность материала в качестве декоративного и защитного средства. Лак представляет собой смесь смол (натуральных и синтетических), производных целлюлозы и других материалов. После нанесения лака — быстросохнущей жидкости, наносимой на поверхности предметов для получения укрепляющего, декоративного и защитного покрытия — растворители испаряются, а целлюлоза и смолы высыхают и вступают в химическую реакцию, оставляя твердое, но эластичное покрытие. Две наиболее примечательные особенности лака заключаются в том, что он создает поверхность, непроницаемую для высоких температур и влаги, и легко смешивается с цветными пигментами и/или другими украшениями.

С тех пор как оно достигло Бирмы, современной Мьянмы, где-то в I веке нашей эры через «Империю Нан-Чао», ныне Юньнань, оно превратилось здесь в искусство изысканного качества и принадлежит к жанру традиционных бирманских декоративно-прикладного искусства. Лакированная посуда на бирманском языке называется Yung Hte, что означает «Товары Юньнани». Паган/Баган, куда, как считается, искусство изготовления лакированных изделий было перенесено во время завоевания Татона королем Анаврахтой (1044–1077) в 1057 году, и Проме/Пьяй сегодня являются центрами производства лакированных изделий в Бирме. Другие города с традициями изготовления лакированных изделий включают Мандалай, Кьяук Ка и Кьяинг Тонг.

Различные типы лакированных изделий из Бирмы/Мьянмы:

а) изделия Кьяук Ка (лакированные изделия), б) изделия Юнь (лакированные изделия), в) изделия Шве Зава (позолоченные изделия), г) Тха-Йо (рельефные лакированные изделия), д) изделия Хманси (мозаичные и лакированные изделия). изделия) гильдия), е) Man, Man Paya или Hnee Paya (сухая лаковая посуда).

Лакированная посуда, производимая в прошлом, была в основном исключительно высокого качества, и использовалась только одна техника: техника сухого лакирования. Лаковые чаши, например, делались из бамбуковой лозы и плетения из конского волоса, часто даже просто из конского волоса, который требует много терпения и времени, чтобы сплести его в длинные и тонкие нити. В результате была достигнута определенная степень гибкости, которая позволяла сжимать края чаши без отслоения краски или растрескивания чаши; Конечно, такое превосходное качество имеет довольно высокую цену. В настоящее время преобладают две другие технологии производства. Нижние лаковые изделия имеют деревянную основу. Более высокие изделия обычно имеют сердцевину только из бамбуковой лозы, что предполагает большую прочность и гибкость.

а) Кьяук Ка Варе

«Лаковая посуда Кьяук Ка» в основном включает в себя утилитарные предметы домашнего обихода, такие как подносы, чашки, вазы для цветов, кубки и коробки для бетеля. Этот тип довольно простого лакокрасочного покрытия имеет черный цвет снаружи и красный цвет внутри. Для изготовления этого сосуда не требуется никаких работ, представляющих художественную ценность. Его имя, Кьяук Ка, происходит от деревни, из которой он родом. Продукция Kyauk Ka продается по очень разумным ценам.

б) Юн Варе

Изделия «Юнь лаковая посуда» в основном производятся для декоративных и вотивных целей и представляют собой такие предметы, как мебель (например, столы, буфеты, стулья), чаши, вазы для цветов, настенные украшения, витрины, шкатулки для драгоценностей, шкатулки для реликвий, кольца для салфеток, палочки для еды и браслеты высокого качества. Изделия юньской керамики отличаются высокой декоративностью, а искусно вырезанные участки на черной поверхности, изображающие причудливые узоры растительного орнамента, фигурки животных и людей, заполнены красным, оранжевым, желтым, синим, зеленым и белым цветом.

в) Суда Швезава

«Швезава» или «лаковая посуда гильдии» охватывает в основном любой тип изделий, которые должны быть очень декоративными и иметь эксклюзивный внешний вид. Золотая фольга наносится стилусом на причудливо вырезанные части предмета после покрытия данного участка лаком. Из-за использования золотой фольги и высокой степени художественной работы, необходимой для производства изделий Shwezawa, эти изделия относительно дороги.

г) Тха Йо

«Та-Йо» — это выпуклые лаковые изделия, которыми можно украсить любой предмет. От коробочек и шкатулок до мебели. Как следует из названия, пепел костей животных (тха-йо) смешивают с рисовой шелухой, опилками и/или даже коровьим навозом и лаком и вбивают в гладкий и податливый гипс, который затем скручивают в нити различной толщины. Затем из гипса создают барельефы, нанося их на лакированную поверхность соответствующего декорируемого объекта и придавая им желаемый узор с помощью стилуса. После отделки уже прочно прикрепленного к поверхности рельефа его высушивают и покрывают несколькими слоями лака. На заключительном этапе барельефы золотят или окрашивают, отчего рисунок барельефа кажется вырезанным из материала, из которого изготовлен предмет, или отлит за одно целое с украшаемым им изделием.

д) посуда хманси

«Хманси лаки» на самом деле представляет собой сочетание «Швезава» и «Тха-Йо», дополненное мозаикой из стекла, зеркала, мрамора и/или перламутра. Этот вид лака в основном используется для декоративных и вотивных изделий, а также для декорирования мебели. Для утилитарных предметов он не годится, так как барельефы, с одной стороны, имеют большую декоративную ценность, а с другой стороны, ограничивают применение предметов более практическим применением. На лакированную и украшенную тао-йо поверхность предмета помещают разного размера кусочки разноцветного стекла, зеркального мрамора и/или перламутра, используя в качестве клея специальный лак. На следующем этапе золотую фольгу наносят на всю поверхность, а затем удаляют с материалов, используемых для мозаичных поверхностей, просто смывая ее водой. Однако золотая фольга остается приклеенной к лакированным частям поверхности. Поскольку и используемый материал, и мастерство стоят дорого, а готовые изделия имеют высокую декоративную ценность, лаковая посуда Хманси довольно дорогая.

е) Ман Пайя

Этот термин относится к «сухой лакированной посуде» и используется в Бирме / Мьянме для обозначения этого типа лакированной посуды (Man Paya), потому что предметы пагоды по обету — в основном изображения Будды — представляют собой посуду, покрытую сухим лаком. Название имеет мало общего с техникой изготовления изделия, но, как уже говорилось, оно вытекает из вотивной цели этих изделий. Нанесение лака на поверхность дерева, лозы и т. д. называется «человек», а «пажа» означает пагода. Затем «Ман Пайя» — лакированная плетеная пагода. Так как скелет статуи Будды, сделанный из бамбуковой лозы, называется «хни», то и этот вид лаковой посуды также называют «хни пайя». Но, как было сказано ранее, правильное название – сухие лакокрасочные изделия. Производство сухого лака — это многомесячный процесс, включающий двенадцать или более производственных этапов, требующий высококачественных материалов, прохладных, проветриваемых и непыльных сушильных камер и высокого уровня мастерства. Конечным результатом является исключительно тонкий, высококачественный лаковый продукт.

Весь описанный ниже производственный процесс начинается со сбора лака. Настоящий лак изготавливается из очищенного и обезвоженного сока Rhus vernicifera, вида сумаха, произрастающего в Юго-Восточной Азии. Это материал, из которого обычно выполняются традиционные малярные работы в азиатских странах. Традиционно используемый в европейской и американской лаковой посуде, шеллак изготавливается из хлопьевидных выделений Laccifer lacca.

На первом этапе необработанный лак точно такой же, как латекс, полученный из каучуковых деревьев, взятых с дерева «Титси» (Melanorrhoea usitatissima), дерева, которое растет как в диком виде, так и на искусственных плантациях (культивируемых) в штате Шан. Липкий экстракт серого цвета затвердевает и чернеет при контакте с кислородом (воздухом).

Затем создается легкое плетение из бамбука в сочетании с конским волосом или плетение только из конского волоса. Последние имеют самое высокое качество и самые дорогие, в то время как первые имеют более низкое качество (из-за более дешевого и менее качественного и гораздо более легкого в обработке материала) и, следовательно, доступны по более низким ценам.

По завершении материал сердцевины/основное изделие соответствующим образом покрывается слоем смеси лака и глины. Затем предмет хранится в проветриваемом, сухом и непыльном сушильном помещении в течение трех-четырех дней, чтобы постепенно высохнуть и затвердеть.

На следующем этапе производства изделие покрывается смесью лака Титси и пепла. Другими вспомогательными материалами являются, например, рисовая шелуха, тиковые опилки или коровий навоз. Тонкость этих вспомогательных материалов определяет стандарт качества конечного продукта в том, что касается материальной части. После высыхания поверхность предмета шлифуется до блеска, а процесс покрытия и полировки повторяется несколько раз до устранения даже малейших неровностей.

Теперь изделие черное внутри и снаружи и решается, будет ли оно украшено гравировкой, позолотой, росписью, нанесением барельефа, мозаики или сочетанием двух и более различных форм декорирования.

Более дешевые, но тем не менее очень красивые предметы искусно расписаны. Ценность и привлекательность, а значит, и цена лаковых изделий возрастает с увеличением используемых материалов, количества используемых техник и степени художественного мастерства их исполнения.

Более дорогие предметы гравируют, раскрашивают и полируют (обычно используются цвета золота, желтого, красного, синего и зеленого) или украшают позолоченными или цветными барельефами, раскрашивают и специально полируют. Некоторые дополнительно имеют вставки из кусочков зеркал, цветного стекла, мрамора и перламутра.

Производство многотехнических и разноцветных сухих лакокрасочных изделий занимает от шести до двенадцати месяцев, а иногда и дольше. Искусство и ремесло лакирования преимущественно наследственное, т.е. передается из поколения в поколение. Это семейный и домашний бизнес, даже если он делается в большем масштабе в так называемых лакокрасочные заводы. Но есть и специальные центры, такие как «Институт производства лакокрасочной продукции» в Багане. Здесь знания и навыки, необходимые для искусства лакирования, передаются новым поколениям, которые будут увековечивать это прекрасное искусство и ремесло.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Товары из Китая: обзоры и советы