Очевидно, что основными источниками международного права являются государства и международные организации. Однако международное экологическое право является результатом усилий общественных организаций и органов государственной власти. Позитивные усилия были предприняты в области законодательства и разработки политики в области международного экологического права в таких странах, как США, Германия, Япония, Россия, Южная Африка, Бразилия, Китай, Индия и Индонезия. В большинстве случаев охрана окружающей среды соблюдается в тех странах, где существует конституционно гарантированное право на здоровую, свободную от загрязняющих веществ окружающую среду. Например, законы Коста-Рики, Латинской Америки, конституции Чили, Венгрии, ЮАР и др. предусматривают «право на свободную от загрязнения окружающую среду». Несколько европейских государств-членов изменили свои конституции после падения коммунизма и включили право на окружающую среду в качестве законного конституционного права.
В землях местные органы власти принимают законы по экологическим вопросам в пределах своей юрисдикции. Законы и политика, инициированные разными странами и их местными регионами, влияют друг на друга в направлении эволюции государственной практики транснационального экологического регулирования. В связи с этим административные и бюрократические учреждения на государственном и национальном уровнях сыграли жизненно важную роль в создании экологической активности.
Кроме того, на глобальном уровне органы Организации Объединенных Наций играли роль ключевых участников процесса принятия экологического права. Например, нельзя упускать из виду роль Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной морской организации (ИМО), Всемирного банка и Международного валютного фонда, поскольку они способствовали активизации действий государств. и ранее существовавшие международные организации, включая Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Комиссию по устойчивому развитию (КУР).
Тем не менее, на каждом уровне, местном, национальном, международном, были некоторые разногласия по поводу принятия решений по экологическим вопросам. В частности, на глобальном уровне, несмотря на наличие всеобъемлющей институциональной базы, единогласия в отношении экологических решений нет. Таким образом, задача состоит в том, чтобы создать международный экологический порядок с приоритетом устойчивого развития.
Только в конце 1980-х годов устойчивое развитие стало часто включаться в международные тексты, сначала прежде всего в политические документы, а затем в тексты договоров, имеющих обязательную силу. Одним из первых договоров, в котором этот термин использовался, особенно вне экологического контекста, было Соглашение 1990 года об учреждении Европейского банка реконструкции и развития. Несмотря на сохраняющиеся политические разногласия, концепция устойчивого развития в настоящее время включена в значительное число обязательных и необязательных документов как на региональном, так и на глобальном уровнях. Однако в 2012 году на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию международное сообщество отметило неудовлетворительный прогресс.
Человечество переживает критический исторический момент, и мы должны осознать, что интеграция и уделение большего внимания вопросам окружающей среды и развития приведет к удовлетворению основных потребностей и повышению уровня жизни для всех; залог экологически чистого благополучного будущего. Ни одна страна не может добиться этого в одиночку, но вместе мы можем через Глобальное партнерство в интересах устойчивого развития.
Поэтому развитие и охрана окружающей среды должны идти рука об руку. Правительства всех стран (слаборазвитых, развивающихся и развитых) должны принять политику развития, обеспечивающую контроль загрязнения. В этом смысле перед международным экологическим правом стоят самые большие задачи по удовлетворению потребностей развития и окружающей среды нынешнего и будущих поколений.