В произведениях некоторых античных писателей мы находим сведения об оракуле Диониса во Фракии, земле фракийцев — одного из самых диких народов древней Европы и «самого многочисленного народа в мире после индийцев» (по Геродоту) . Древние источники этого оракула следующие:
1. Схолия к Еврипиду утверждает, что согласно «физике Гераклида»: «Что [oracle?] Дионисий был построен во Фракии на т.н. Гемус, где, как говорят, были сочинения Орфея на табличках. Это может быть самым ранним свидетельством оракула Диониса во Фракии. Место понятное — на горе Хемус. .
2. Другая схолия Еврипида, опять же неизвестного или, по крайней мере, более позднего автора, заключает: «Одни говорят, что Оракул Диониса находился в Пангее, другие — в Геме, где были какие-то сочинения Орфея на табличках, о которых он говорит в Алкестида: «В фракийских табличках, где записаны изречения Орфея, снадобья нет. А так как Дионис был пророком, то он говорит в «Вакханках»: «Этот бог тоже пророк, ибо в его обрядах вакхические празднества и безумие развязывают огромные пророческие власть.» Анонимный автор указывает интересное местонахождение оракула — в Пангее или в Геме. Как и в предыдущих схолиях, местонахождение оракула связано с некоторыми надписями на табличках, приписываемыми Орфею.
3. Традиционно и не зря в отношении Оракула Диониса во Фракии наибольшее внимание в современной историографии уделяется высказыванию Геродота (ок. 484 — 424 до н. э.), который писал: «Сатрийцы, однако, никогда, насколько нам известно, не подчинялись каждому человеку, но до меня они остаются свободными, единственные из всех фракийцев; ибо они обитают в высоких горах, покрытых всевозможными лесами и снегами, а также очень искусны в войне. Это те, у кого есть Оракул Диониса, который является оракулом на их самых высоких горах. Из сатрианцев те, кто действует как пророки храма, — это Бесс; именно жрица произносит оракулы, как в Дельфах; кроме того, нет ничего экстраординарного». Очень общий характер информации Геродота давно признан.
4. В тексте, приписываемом Аристотелю, говорится: «Говорят, что кролики, пойманные в Крестонии близ земли бисальтийцев, имели две печени. [two hearts] и имел одно пятнышко размером с один декар, где любое животное ступало, умирало. Есть также большой и красивый храм Диониса, где проходили церемонии и жертвоприношения. Когда Бог намеревается сделать год плодотворным, появляется великое пламя огня, и все, кто находится в святом месте, видят это. Когда год бесплоден, этот свет не появляется, и тьма покрывает место, как и в другие ночи».
5. Другой текст, также приписываемый Аристотелю, сохранился в «Сатурналиях» Макробия, написанных в конце четвертого или начале пятого века нашей эры: «То, что было сказано об Аполлоне, может быть сказано и о Либере. Аристотель, написавший «Исследования богов», утверждает, что Аполлон и Liber Pater — один и тот же бог, и многие другие свидетельства говорят о том, что: даже, говорит он, через Лигиров во Фракии существовал храм, посвященный Liber Pater, где делаются пророчества, но они произносят свои пророчества, выпив чистого вина, как жители Клароса пьют воду».
6. В другом месте своего текста Макробий писал: «Аналогично мы узнаем, что во Фракии Солнце и Либер считаются одним и тем же: его называют Сабазием и поклоняются ему в пышном ритуале, подобно Александру [Polyhistor] пишет, а на холме Зилмиссос ему посвящают круглый храм, с центром, открытым к небу. Круглая форма храма повторяет форму солнца, а свет проникает через крышу, чтобы показать, что солнце очищает все, когда светит сверху, и потому, что весь мир открывается, когда восходит солнце.
7. Более позднее прямое доказательство пророчества, полученное во фракийском оракуле Диониса, сохранилось у Светония: «Позже, когда Октавий вел свое войско через дальние края Фракии и в роще Либер, Патер советовался со жрецами о его сын с варварскими обрядами, они сделали то же предсказание [that the ruler of the world had been born]; ибо от вина, вылитого на жертвенник, возник такой столп огня, что он поднялся над кровлей храма и вознесся к самому небу, и такое знамение не постигло никого, кроме Александра Великого, когда он приносил жертву на том же жертвеннике. «
8. Кассий Дион упоминает: «Он [M. Licinius Crassus] захватила остальную часть страны [Thrace] за исключением одрисской территории. Их он пощадил, потому что они служили Дионису и на этот раз пришли навстречу ему безоружными; он также дал им землю, где они поклоняются богу, отобрав ее у населявших ее Бесси».
Так, в древней литературе мы можем прочитать о загадочном оракуле Диониса во Фракии. Но был ли только один оракул? Ответы ищем во второй части статьи.