Наука — это изучение теории, ее проверка посредством наблюдений и экспериментов для проверки этих наблюдений в контексте теории. Если теория поддается проверке экспериментом и тщательным наблюдением, то она эффективна, в противном случае — нет. Наука охватывает различные области науки, такие как физика, химия, математика и т. д. Наука — это страсть Запада, но на самом деле она также имеет свои корни в Индии. Не будет ошибкой проанализировать причины, по которым Индия отставала, а Запад двигался вперед, оставляя Индию позади в науке.
Почему индийская наука отстает от западной и почему западная наука более передовая и достоверная? Индийская наука развивается, как и все остальное, в первые годы I—XI вв., особенно астрономия. В то время как Европа все еще жила в Средневековье под властью Папы и христианства, индейцы уже добились успехов в математике и астрономических науках, если назвать лишь некоторые из них. Индийский ученый был первым, кто выдвинул идею о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, — выдающийся подвиг, совершенный за тысячу лет до того, как Коперник представил свою гелиоцентрическую теорию. Другой индийский ученый предложил теоремы о нескольких геометрических фигурах и другие математические доказательства, которые, казалось, опережают его на несколько лет. Именно Индия дала миру идею нуля и чисел. Понятие числа было дано Индией, которое позже было перенесено в арабский мир арабским ученым, перебравшимся затем в Европу. Почему после стольких удивительных научных открытий индийская наука отстает?
Индийская наука никогда не шла по той же траектории развития, по которой западная наука шла в эпоху Возрождения. Прогресс науки на западе был начат Ньютоном и другими учеными. В индийском обществе господствовали касты. В обществе существовали слои каст, где каждая каста имела свое наследственное занятие. Между кастами были проведены жесткие границы, и никто не мог перепрыгнуть через эти границы, поэтому если рабочий из купеческого сословия создает произведение искусства, то он должен делать это только тогда, когда выражает какую-то благородную мысль. полный бред, потому что это не считалось его профессией. Брамины были единственным привилегированным классом, имевшим право голоса в интеллектуальных вопросах, в то время как другие классы были лишены такой привилегии. Так что в некотором смысле такое развитие науки было невозможно в древней Индии, где не было свободы обмена мыслями и идеями. Когда научное развитие прекратилось в 11 веке нашей эры, оно не могло продолжаться в последующие годы.
Изобретение печатного станка произошло только в тринадцатом веке, не в Индии, а в Китае. Конечно, беда Индии в том, что ее не изобрели раньше. Бумага является более мощным средством для хранения знаний и передачи этих знаний будущим поколениям, таким образом опираясь на прошлые знания. Индийские древние ученые (как уже упоминалось ранее) не могли этого сделать. Знания, однажды созданные, могли быть утеряны навсегда и не могли быть сохранены в надежной и компактной книге. Напротив, западная наука в зачаточном состоянии в 14 веке могла воспользоваться этой возможностью, потому что бумага уже была изобретена. Таким образом, такой ученый, как Ньютон, Коперник или Галилей, мог передавать такие знания в виде книг. Что было бы, если бы Ньютон не смог передать свои знания в виде книги под названием «Начала математики» или если бы Коперник не опубликовал свой труд по гелиоцентрической теории? Конечно, западная наука не могла так развиваться. Это знание в форме книги может затем использоваться будущими учеными для дальнейшего развития западной науки. Изобретение бумаги нельзя назвать единственной причиной, по которой индийская наука не развивалась. Есть еще несколько причин, которые необходимо изучить, потому что какова была настоящая причина, по которой индийская научная мысль, зародившаяся примерно в 4 веке до нашей эры, не смогла продолжить то, чего достигла западная наука.
Китайский путешественник Хун-Цэн во время визита в Индию увидел хорошо зарекомендовавшие себя университеты в современном Бихаре. В университете были хорошо организованные монастыри и известные учителя, называемые гуру. Ученики жили в монастырях и преподавали литературу, историю, науку и т. д. Существовала подходящая среда для обучения и общения между гуру и учеником. Многие ученые из разных стран приезжали в университет для получения высшего образования. Были известные учителя. Другой университет в современном Пакистане также был крупным центром обучения в северо-западной части Индии. Это были великие научные институты, которые могли стать для индийцев великим предвестником развития современной научной мысли в ближайшие времена и могли поставить страну на первое место в списке с точки зрения научных достижений и других границ знаний. Но что случилось с такими хорошо зарекомендовавшими себя центрами обучения. Ответ на этот интересный вопрос заключается в том, что Индия была охотничьим угодьем для грабителей. В то время Индия была богатой страной с большим богатством в виде золота и других ценных украшений. Многие рейдеры с северо-запада вторглись в Индию и разрушили хорошо зарекомендовавшие себя учреждения, в том числе университеты. Были нашествия, которые создали новых правителей, особенно варварского характера, которые хотели разрушить такие устоявшиеся системы обучения и хотели установить свой собственный способ управления государством. Руины великих университетов Индии показывают, как они были уничтожены этими набегами грабежей и разрушений. Однажды разрушенные, эти обучающие системы не могли быть установлены в больших масштабах, но доминировали в малых масштабах. Хотя эти центры обучения не были похожи на современную университетскую систему Запада, у них был потенциал стать великими центрами обучения. Западная наука развивалась благодаря университетской системе. Это были храмы высшего образования, где ученые могли исследовать и публиковать свои работы. Эту систему университетов можно считать костяком западной науки, без которого продвижение науки было бы невозможно. Индийская наука не могла бы процветать без этой системы образования, что является очевидной и разумной мыслью. Таким образом, в известном смысле отсутствие таких центров обучения было одним из факторов победы западной науки, в то время как индийская наука, начавшая так рано, так и не увидела свет.
Обрыв нити научной мысли после XI века н.э. стал заметен во время правления таких известных правителей, как Акбар. Были знатоки литературы, музыки и других искусств, но ни одного в науке. Помимо этого, не было написано никаких значительных научных работ, которые свидетельствовали бы о том, что в то время существовал научный характер. Хотя было достаточно искусства, такого как музыка, литература, которую можно было легко цитировать. У западных правителей были такие эксперты, как Леонардо да Винчи в Италии, а Тико Браге были людьми, чьи работы изменили западную науку. Присутствие таких гениев при дворах правителей говорит о том, насколько уважали западную научную мысль правители в то время, когда западная наука только начинала расцветать. Таким образом, в известном смысле правящая аристократия косвенно сыграла большую роль в развитии западной науки, поощряя ученых такого калибра продолжать свою работу, оказывая финансовую поддержку. В Индии дело обстояло совсем иначе, и поэтому можно сказать, что наука была совершенно забыта, и ее успехи в такой ситуации не вызывали сомнений.
Наука требует изобретений, таких как паровой двигатель или любая другая технология. Климат Индии не такой суровый и суровый по сравнению с западными странами, где холодная и суровая погода требовала изобретения технологий. Спрос на одежду потребовал изобретения машин и других устройств. Индиец или быть хорошим не требовали никаких изобретений технологий. Так что климатические условия тоже сыграли свою роль. Потребность путешествовать на большие расстояния суровой британской зимой привела к изобретению паровой машины. Спрос на одежду и другие расходные материалы привел к созданию фабрик. В то время как в Индии внутренний спрос на одежду, посуду и другие предметы удовлетворялся небольшими группами частных художников и рабочих, специализирующихся на конкретном произведении искусства.
Научные открытия происходили в виде фрагментов научных открытий, но четкой траектории развития индийской науки не было. Траектория могла продолжаться и заканчиваться, но ее прервали уже упомянутые факторы, такие как касты, роспуск университетской системы, королевское покровительство, климат, изобретение книгопечатания. В некотором смысле эти факторы предполагают, что индийская наука не могла развиваться так, как западная наука. Таким образом, в конечном счете, структурные социальные, политические и экономические различия, безусловно, оставили индийскую науку позади западной.