Стратегическое мышление из «Искусства войны» Сунь Цзы Актуально сегодня

Немногие писатели древности пользуются таким же уважением, как Сунь-Цзы, знаменитый философ и полководец древнего Китая. Цитаты из его вневременного трактата «Искусство войны» появляются в популярной культуре, и всю книгу часто изучают студенты, изучающие бизнес и военные по всему миру. «Искусство войны» Сунь-Цзы представляет тринадцать глав о том, как учитывать все важные переменные при попытке выиграть конфликт. Принципы могут быть применены к военным проблемам, а также к рыночным вызовам и даже к личным проблемам.

Точные даты рождения и смерти Сунь-Цзы неизвестны, но история подтверждает его существование около 500 г. до н.э. в Китае. Родившийся в семье Сунь Пина, старшего военного офицера в государстве Ци, Сунь-Цзы вырос с образованием, сосредоточенным на военных вопросах. В то время китайские генералы часто писали о своей философии войны, но именно работы Сунь-Цзы сохранились на века. Что сделало его «Искусство войны» настолько убедительным, что оно буквально все еще печатается спустя 2500 лет после того, как оно было впервые напечатано на бамбуковых полосках?

Отчасти устойчивость идей Сунь-Цзы связана с его успехом в качестве генерала. Древний Китай представлял собой сложную шахматную доску высокоцивилизованных, но враждующих государств, и Сунь-Цзы сделал респектабельную карьеру в этой суровой среде. Сунь-Цзы состоял на службе у Хэ Лу, правителя государства У, который назначил его генералом королевства. В этой роли Сунь-Цзы принимал участие в многочисленных походах. Его успехи включали разрушение государства Юэ, территориальную экспансию У и захват города Ин.

Его успешное применение стратегического мышления, безусловно, добавило силы его литературным произведениям. Его «Искусство войны» не ограничивается узкими военными концепциями, такими как размещение солдат на поле боя. Сунь-цзы учитывал все силы, действующие на государство. Война — это инструмент государства, и, как писал Сунь-Цзы: «Война — дело жизненно важное для государства; вопрос жизни или смерти, путь к выживанию или гибели. Но этот ключевой элемент государственной власти не мог действовать независимо от дипломатии, политики, экономики, географии и философии. Каждая глава «Искусства войны» подробно исследует эти и другие факторы и учит тому, что применение военной силы должно применяться с междисциплинарным подходом. Конечно, большое внимание уделяется географии, поскольку реальная земля, за которую сражаются, является основой военной стратегии, но это не единственное соображение для генерала.

Среди многих мудрых уроков, которые можно извлечь из «Искусства войны», есть настойчивое утверждение Сунь-Цзы о том, что войну нельзя начинать легкомысленно, с оптимистичными предположениями или без хорошего интеллекта. Ставки в войне слишком высоки, чтобы государство могло проиграть, поэтому оно должно использовать свои военные инструменты только тогда, когда оно может победить. Сунь-Цзы много раз подчеркивает экономию войны из-за тяжелых потерь, которые несет общество за содержание армии на поле боя. Война не должна быть первым инструментом, используемым государством для достижения желаемых результатов, потому что это очень дорого.

В последней главе своей книги Сунь-Цзы начинает с утверждения, которое сегодня звучит правдоподобно, потому что моя собственная страна, Соединенные Штаты, финансирует затяжную войну. В главе 13 «Использование шпионов» Сунь-Цзы писал:

«Теперь, когда будет собрано стотысячное войско и отправлено в дальний поход, расходы народа вместе с платежами казны составят до тысячи золотых в день. Кроме того, будут постоянные беспорядки как дома, так и за границей, люди будут измотаны транспортной суетой, нарушены сельскохозяйственные работы семисот тысяч дворов».

Читая это, я поражаюсь тому, как мало что может измениться даже спустя тысячи лет. Война дорого обходится, и ее стоимость распространяется на все население, поддерживающее армию. Эта истина ярко раскрывает мудрость, которую Сунь-Цзы передал в своих трудах. С «Искусством войны» читатель получит четкую методику оценки практически любой конкретной ситуации, а затем планирования пути к успеху. В своем освещении войны Сунь-Цзы учит своих читателей думать, где они находятся, что они делают, могут ли они поддержать то, что они делают, знают ли они, с чем имеют дело, каков самый простой способ достичь своих целей, и так далее. Сунь-цзы постоянно (и, вероятно, при жизни) напоминает читателю, что государство не может думать только о том, чего оно хочет, не обращая пристального внимания на внешние влияния. Для отдельных людей такое комплексное мышление помогает преодолеть слепые пятна, которые эмоции часто накладывают на их действия. Препятствия на пути к победе нельзя игнорировать. С ними нужно обращаться вдумчиво.

Мир древнего Китая, в котором жил Сунь-Цзы, возможно, был проще с точки зрения меньшего количества технологий, но ставки войны были не менее важны, чем сегодня, и путь к победе или успеху был не легче.

Будучи очень коротким произведением, «Искусство войны» можно прочитать за час или два, но оно заставляет читателей думать годами. Его советы в голове. Это может быть нелегко понять, но известное высказывание Сунь-Цзы о том, что «каждая битва выиграна или проиграна до того, как в нее вступят», служит окончательным напоминанием о том, что победа приходит к тем, кто планирует.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Товары из Китая: обзоры и советы