Первым и самым простым транспортным средством, найденным в Риме, был плауструм. Это было нечто большее, чем плоская доска на четырех колесах. Колеса жестко крепились к оси, а сама ось также жестко крепилась к лафету. Это делало управление фургоном громоздким и означало очень низкую эффективность. Эти проблемы и то, что не было изобретено гибкой повозки для привязывания животных впереди — только кельты изобрели уравновешенную упряжь для перетаскивания с вделанным грузом по суше, что было затратно и затратно по времени.
Самым впечатляющим умением римского транспорта был так называемый cursus publicus (что-то вроде «общественного ипподрома»). Эта почтовая служба была начата государственными курьерами, которые доставляли информацию и дипломатические инструкции в самые отдаленные уголки империи. Это относительно быстро переросло в организацию почтовых дилижансов, которые связывали различные провинции друг с другом. На самом деле это не была государственная почтовая служба, потому что она предназначалась для людей, нанятых императором, а также для богатых и влиятельных людей.
Cursus publicus строго регулировался размерами и грузоподъемностью своих транспортных средств. Также было точно определено, кто может ими управлять, с какой целью и кто отвечает за их содержание. Из-за высоких затрат на строительство и содержание дорог управление транспортом осуществлялось в соответствии со строгими правилами, и большое внимание уделялось тому, чтобы для различных видов транспорта были разрешены относительно низкие максимальные веса.
Когда Римская империя утратила свою жизнеспособность, cursus publicus стал жертвой кумовства и злоупотреблений. С падением римской центральной власти превосходные черты системы исчезли. Только в наше время подойдет cursus publicus.
В целом перевозки осуществлялись по старинным обычаям. Парусники получили гладкую обшивку вместо клепки, полностью развитые носовой и кормовой киль. Древние греки использовали квадратный или продолговатый парус, чтобы ловить ветер, а в случае встречного ветра использовали для продвижения один или два ряда гребцов. Насколько нам известно, греки первыми построили особый вид боевого корабля с тараном впереди. У них также были грузовые суда без гребцов, и они, конечно, полностью зависели от ветра. Эти изменения закончились в классические греческие времена. Римляне приняли обе эти формы без каких-либо изменений.
Римляне уделяли гораздо больше внимания своим дорогам, чем морскому транспорту. Они разработали необыкновенную сеть с тщательно спланированными дорогами, как по расположению, так и по строительству. Дорожная сеть простиралась вдоль и поперек во всех провинциях империи. Легионы шли по этим дорогам, где был кризис. Дороги также служили для развития торговли, но их основная функция всегда заключалась в поддержании имперского правления.
В зените римского могущества торговля по суше была связана с культурами Европы, Северной Африки, Малой Азии и даже Китая и Индии. Но транспортная система зависела от Римской, Китайской и Мавританской империй. Когда эти великие державы рухнули, торговые пути стали маршрутами вторжения для иностранных враждебных армий. Почти везде дорожная сеть за столетия ухудшилась. На смену грузовому транспорту пришли группы вьючных животных, которые могли передвигаться по этим древним дорогам и были достаточными для перевозки меньшего потока товаров. Так продолжалось до 12 века, прежде чем ситуация улучшилась.