Евангелие Иисуса Христа зародилось как маленькая искра на холмах Галилеи почти две тысячи лет назад, но быстро преодолело все географические барьеры и стало самой известной в мире Благой Вестью в истории человечества. Краткий обзор того, как распространяется Евангелие, не только даст нам возможность участвовать в его распространении, но и поможет нам увидеть, что Евангелием движет божественная сила.
Распространение Евангелия началось с Великого Поручения, которое Иисус Христос дал Своим ученикам перед Своим вознесением обратно на сторону Отца на небеса: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и от Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Матфея 28:19, 20, BT). Поскольку проповедь Евангелия была великой ответственностью, которую должны были выполнять ученики, для этого требовалась сила Святого Духа. Поэтому Иисус сказал Своему корпусу верующих «ожидать в городе Иерусалиме, пока вы не облечетесь силой свыше». (Луки 24:49). Обладая этой властью, они будут свидетелями Христа в «Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деяния 1:8)
Распространение Евангелия в Иерусалиме
По указанию Учителя ученики ждали в Иерусалиме дара Святого Духа. Когда наступил день Пятидесятницы, «все они были единодушно в одном месте. Внезапно раздался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. Явились языки, как бы огненные, и разделились между ними, и Он сел на каждый из них один за другим. Все они исполнились Святого Духа и начали говорить на иных языках», так что иудеи-неевреи из разных частей Римской империи могли понимать свои языки (Деяния 2:1-4).
Исполненные Духом ученики немедленно приступили к выполнению Великого поручения. Апостол Петр был первым, кто присоединил новых членов к Церкви Христовой; Святой Дух позволил этому необразованному рыбаку произнести импровизированную проповедь, настолько мощную и убедительную, что три тысячи человек обратились в христианство в один и тот же день (Деяния 2:41).
В Иерусалиме в храм Христов постоянно прибывали новые верующие, так как Яхве Бог позволил апостолам совершить множество чудес, в том числе немедленное исцеление хромого от рождения человека (Деян. 3). Рост, переживаемый церковью, был настолько быстрым, что Библия вскоре использовала слово «умножение» для описания этого роста: «число учеников росло». (Деяния 6:1)
Распространение Евангелия в Самарии
Вскоре усилились великие гонения на тело Христово, в результате чего верующие были рассеяны «за границу в области Иудеи и Самарии, кроме апостолов». (Деяния 8:1) Те, кто покинул Иерусалим, взяли с собой Благую Весть о Христе, впервые проповедуя Евангелие за пределами своего круга в Самарии. Одним из таких верующих, который распространял Евангелие в Самарии, был Филипп, дьякон, назначенный прислуживать за столом вдов (Деяния 6:5).
В Самарии Филипп исцелял расслабленных и хромых, изгонял бесов из бесноватых, проповедуя при этом Христа самаритянам, которых самаритяне с радостью приняли (Деян. 8:5-8). Когда апостолы в Иерусалиме «услышали, что Самария приняла слово Божие, то послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились за них, чтобы они получили Святого Духа». (Деяния 8:14-15)
Когда Филипп еще служил в Самарии, ангел от Бога сказал ему: «Встань и иди на юг по дороге, ведущей из Иерусалима в Газу». (Деяния 8:26) У Бога была великая миссия для Филиппа: служить одному человеку, эфиопскому евнуху, секретарю казначейства царицы Эфиопии (Деяния 8:27). Филипп без колебаний повиновался и по дороге встретил евнуха, возвращавшегося домой на своей колеснице из Иерусалима, куда он отправился на поклонение. Ведомый Святым Духом, Филипп побежал к колеснице, и когда он услышал, как эфиопский чиновник читает вслух книгу Исаии, Филипп спросил его: «Ты понимаешь, что читаешь?» (Деяния 8:30). Чиновник признал, что ему нужна помощь в понимании Священного Писания, и попросил Филиппа «прийти и посидеть с ним». (Деяния 8:31). Сидя рядом с Ефиоплянином в его колеснице, Филипп сразу же начал проповедовать об Иисусе Христе, начиная с отрывка, который читал этот человек: Исаия 53:7-8:
«Его вели, как овцу, на бойню.
Как агнец молчит перед стригущим его,
чтобы он рот не открывал.
В его унижении суд был снят с него.
Кто объявит о Его поколении?
Ибо его жизнь была взята из земли».
Когда они путешествовали, они наткнулись на воду, и чиновник сказал: «Вот вода. Что мешает мне креститься?» (Деяния 8:36). Утвердив в мужчине новую веру во Христа, Филипп крестил его в воде. После того, как служение Филиппа чиновнику закончилось, «Филипп был унесен Духом Господним, и евнух больше не видел его, потому что он ходил с радостью». (Деяния 8:39)
Распространение Евангелия до «самых отдаленных концов земли»
После распространения христианства в Иерусалиме, Иудее и Самарии должна была распространиться Благая Весть Иисуса о всеобщем спасении; никакие географические барьеры, реальные или воображаемые, не могли его остановить. Распространение Евангелия среди язычников имело скромное начало, но быстро росло, как небольшое количество закваски в куске теста. Межкультурное служение официально началось с апостола Петра.
Будучи евреем, Петр изначально не решался проповедовать Евангелие Христа неевреям, потому что евреи в то время считали язычников нечистыми (ритуально оскверняющими). Однако после видения Христа Петр принял свою миссию среди язычников. Сразу же после видения трое мужчин попросили Петра, и по вдохновению Святого Духа Петр вышел им навстречу. Мужчины объяснили Петру: «Корнилий сотник, человек праведный и богобоязненный, на хорошем счету у всего еврейского народа, получил от святого ангела поручение пригласить тебя в свой дом и послушать, что ты говоришь». Деяния 10:22)
Прибыв в дом Корнилия, Петр представил Иисуса как Спасителя мира. Когда он говорил, Святой Дух сошел на язычников, и в результате они заговорили на языках, удивив всех свидетелей (Деяния 10:44-46). Затем Петр крестил их в воде (Деяния 10:48).
Распространение Евангелия среди язычников продолжилось после первого межкультурного служения Петра. Некоторые из гонимых проповедовали Слово в отдаленных местах, включая Финикию, Кипр и Антиохию, где термин «христианин» впервые был использован для описания последователя Христа (Деяния 11:19, 21, 26).
Межкультурное служение процветало во времена Павла из Тарса. В день его чудесного обращения из преданного фарисея, яростно преследовавшего христиан, в благочестивого апостола, который должен был стать пионером по основанию церквей, Учитель сказал ему: «Встань и встань на ноги твои, ибо Я явился тебе для этой цели: сделать тебя рабом и свидетелем того, что ты видел, и того, что Я открою тебе, похищая тебя от народа и язычников, к которым Я посылаю тебя, чтобы ты открыл им глаза, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, чтобы получить прощение своих грехов и наследство среди освященных верою в Меня». (Деяния 26:16-18)
Павел «не воспротивился небесному видению». (Деяния 26:19) Во время своих трех миссионерских путешествий под руководством Духа по Римской империи Павел завоевал жизнь для Христа во многих языческих мирах, включая Мальту, Кипр, Иконию, Листру, Дервию, Филиппы, Фессалонику, Верию, Афины, Коринф, Эфес, Крит и Рим, где его служение закончилось из-за казни, и где закрывается книга Деяний, открывая дверь для дальнейшего распространения Евангелия.
Распространение Евангелия после Деяний
После завершения Деяний Евангелие продолжало распространяться, несмотря на большие гонения. Ко 2 веку оно распространилось почти на всю Римскую империю, а в 4 веке гонения прекратились, и христианство стало доминирующей религией империи после того, как римский император Константин обратился в христианство и издал Эдикт о веротерпимости в 313 году. Затем, благодаря миссионерской работе и колонизации, христианство распространилось по всему западному миру в Средние века и в эпоху Возрождения.
В 15-м и 16-м веках тысячи христиан выступали против Римско-католической церкви за отход от библейских учений, моральное разложение и злоупотребление властью. Некоторые из этих реформаторов начали делать Библию доступной для простых людей, переводя ее на языки, отличные от латыни, которая тогда была ограничена священным текстом. Во время такой Реформации многие реформаторы подверглись преследованиям и казням, в том числе Уильям Тиндейл, сожженный на костре в 1536 году за контрабанду копий его английского перевода Библии в Англию после того, как они были незаконно напечатаны в Германии. Благодаря их усилиям и жертвам многие миряне впервые начали читать и изучать Библию. Реформации способствовало изобретение Джоном Гутенбергом печатного станка, что сделало возможным массовое производство Библии.
В 18 веке христиане отплыли в Новый Свет в поисках религиозной свободы, принеся с собой Евангелие в Америку. С тех пор и до начала 20 века несколько возрожденцев поднялись, чтобы радикально евангелизировать мир; среди них был Уильям Бут, основавший Армию спасения и создавший «армии» в пятидесяти восьми странах; Джеймс Хадсон Тейлор, первый миссионер в Китае, обративший в христианство десятки тысяч китайцев; и Джон Уэсли, основатель методистской церкви, которая проповедовала Евангелие по всему Соединенному Королевству.
Сегодня, несмотря на столетия массовых преследований, сжигания Библии и злоупотребления властью со стороны духовенства, Евангелие продолжает распространяться и пересекать географические границы, подпитываемое технологическим прогрессом. И когда «Благая весть о Царстве [is] проповедан по всей земле, во свидетельство всем народам… придет конец». (Матфея 24:14) Аминь!