В описании ада Данте существует иерархия наказаний, где наказания становятся все более суровыми, соответственно, ближе к самому нижнему центру ада. Эта иерархия устроена и места распределены в соответствии с окончательностью и величиной совершенного греха. Данте описывает ад, основанный на карающем правосудии, где наказание не только соответствует преступлению, но и является преступлением.
Рассмотрим хулигана, который отталкивает потенциальных друзей посредством запугивания и издевательств. Согласно концепции контрапассо Данте, быть тираном само по себе является наказанием за преступление. Он одинок, у него нет друзей. Так Данте представляет себе вечное наказание.
Наиболее очевидным и убедительным изображением контрапассо в «Аде» Данте является Дис, или Люцифер. Архангел Люцифер восстал против Бога. Это событие произошло из-за его высокомерия и чрезмерной гордыни. Будучи тягчайшим из грехов, восхитительным преступлением против Бога, Дис оказывается в самой нижней части ада, замерзая в озере сточных вод. Отсутствие света у Бога уже ограничивает присутствие тепла, но гордость Дисы побуждает его постоянно махать крыльями, пытаясь сбежать из тюрьмы. Это взмах его крыльев гонит холодный ветер по озеру, удерживая его в ловушке, пока сохраняется его гордость. Если бы я смирил себя, то растопило бы озеро. Но гордость редко переходит в смирение.
Это контрстрадание есть contrapasso, преступление и наказание преступника. Эта концепция предполагает, что правосудие служит себе без посредничества.