Для полного определения ремня требуются материал, длина, размер и форма поперечного сечения. Кроме того, ремни ГРМ требуют размера зубьев. Длина представляет собой сумму центральной длины системы с обеих сторон, половины окружности обоих шкивов и квадрата суммы (если они пересекаются) или разности (если они разомкнуты) радиусов. Таким образом, разделив на центральное расстояние, это можно представить как центральное расстояние, умноженное на высоту, что, конечно, дает одинаковую разницу в квадрате радиуса с обеих сторон.
Усталость является причиной большинства проблем с ремнями. Этот износ вызван напряжениями качения вокруг шкивов. Высокое натяжение ремня, чрезмерное проскальзывание, неблагоприятные условия окружающей среды и перегрузки, вызванные ударами, вибрацией или ударами ремня, — все это способствует усталости. При вращении по часовой стрелке водитель тянет ремень с нижней стороны и выводит его на верхнюю сторону. Таким образом, натяжение пояса нижней стороны будет больше, чем натяжение пояса верхней стороны. Следовательно, нижняя сторона называется жесткой стороной, а верхняя сторона называется свободной стороной.
Передача мощности в ременном приводе обусловлена трением между ремнем и шкивами. Однако в месте контакта приводного ремня и шкива с ременным приводом всегда будет происходить относительное движение из-за неэффективного трения. Это явление называется проскальзыванием ремня. Из-за проскальзывания его скорость будет меньше окружной скорости ведущего колеса и немного больше окружной скорости ведомого колеса.
Критериев выбора ременных приводов много. Они строятся с учетом следующих обязательных условий: скорости и мощности, которые должны передаваться между движителем и ведомыми агрегатами, правильное расстояние между валами и соответствующие условия эксплуатации.
В открытом ременном приводе параллельные валы вращаются в одном направлении, в то время как в поперечном ременном приводе также параллельные валы, но вращающиеся в противоположном направлении. Первый из них гораздо более распространен, а второй не подходит для зубчатых ремней и стандартных клиновых ремней, поскольку шкивы контактируют как с внутренней, так и с внешней поверхностью ремня. Непараллельные валы можно соединять, если осевая линия ремня совмещена с осевой линией шкива. Промышленные ремни обычно армированы резиной, но иногда кожаные, некожаные неармированные ремни могут использоваться только в легких условиях эксплуатации.