Вот сокращенная (но очень информативная) версия одной из статей, которые я написал на эту тему.
Кинопоказ начал набирать обороты в колониальную эпоху, когда в Мемориальном зале Гловера в августе 1903 года была показана серия памятных фильмов, которые видели «потенциальные нигерийцы». Однако отсутствие надлежащих записей, отражающих выданное название дебютного фильма, привело к тому, что он перестал действовать в предыдущем акте. Несмотря на пробел, был открыт путь для показов большего количества иностранных фильмов в Зале и других специально отведенных местах.
Эмоционально травмирующие отношения «Хозяин — Слуга», проявляющиеся в постоянных рукоприкладствах, избиениях, запугивании, сегрегации, виктимизации, творимых колониальными хозяевами над колонизированными, с темными облаками обиды, мести, стремления к свободе, сменяющиеся всплесками капли таких мыслей, инстинктивно спроецированных колонизированными спорадическими неподчиненными действиями, стали распространяться среди негров. Британцы знали, что им нужно быть осторожными, если они хотят продолжать играть роль «бога» в своей жизни, когда такие фильмы, как «Сказки Манхэттена», «Трейлер Горн» и сериал «Тарзан», начали зажигать революцию в сердцах чернокожих людей по всему миру.
Осознавая смертоносную силу восстания, которое может быть развязано с помощью кино, британцы, опасаясь за свою жизнь и возможную потерю суверенитета королевы, схватили быка за рога и в 1933 году быстро сформировали Колониальный совет киноцензоров (FCB), чтобы подвергнуть цензуре и классифицировать фильмы, прежде чем они будут разрешены для визуального просмотра аудиторией. После создания совета такие фильмы, как «Примитив», «Первобытный человек», «Дикси», «Баффало Билл», «Ключи от царства», «Девушка из сотого города» были отмечены как «пригодные» для просмотра, а «Доктор Джекилл и мистер Хайд», «Клайв из Индии», «Остров «Забытые грехи», «Дом Франкенштейна» были признаны непригодными для просмотра.
Орган цензора прошел процесс превращения в Федеральный совет киноцензоров (FBFC) из вышеупомянутого, а законы, на основании которых преобразованный орган получил свои полномочия, варьировались от Законов о кинематографии Нигерии 1948/64 Закона о кинематографии и правил. Нынешний Национальный совет кино- и видеоцензоров был учрежден указом, ныне Законом № 85 от 1993 года. Обретение Нигерией независимости (1960 г.) и статуса республики (1963 г.) ознаменовало начало новой эры во всех секторах.
«Группу передвижных театров йоруба» 1960-х и 1970-х годов можно назвать «источником» кинопроизводства в Нигерии. Ветераны с отличными театральными способностями и прекрасными выступлениями вынесли свою работу за кулисы и погрузились в море целлулоидных фильмов. Среди известных режиссеров почетного звания в эпоху целлулоидного бума 1970-х годов — Ола Балогун, Эдди Угбома, покойный Герберт Огунде, Адейеми Афолаян, он же Аде Лав (отец Кунле Афолаяна, прославившегося на Ирападе), Лади Ладебо, Моисей Адехумо, Адебайо Салами и Афолаби Адесанья.
Список задокументированных фильмов, снятых в 1970-х годах и вышедших немного за пределы 1980-х годов, просто ошеломляет и показывает, что киноиндустрия существует гораздо дольше, чем «синдром веры 1992 года», который был введен большинству. К таким работам относятся Kongi Harvest (1971), Alpha (1972), Bull Frog in the Sun (1974), Amadi (1975), Ajani Ogun (1975), Muzik Man (1976), Bisi, Daughter of the River (1977). Иджа Оминира (1978), Айе (1979), Кадара (1980), Джайесими (1980), Эфунсетан Анивура (1981), Cry Freedom (1981), Иджа Орогун (1982), Ово Л’Агба (1982)
Стоимость производства фильмов в то время была разрушительной с финансовой точки зрения, и нигерийцы еще больше мешали усилиям кинематографистов, предпочитая смотреть фильмы западного и восточного происхождения в кинотеатрах и выставочных центрах, а не фильмы местного производства. Было интересно смотреть ковбойские фильмы, в то время как китайские фильмы демонстрировали легендарного «Брюса Ли» в таких фильмах, как «Ло Вэй», «Большой босс» (1971), «Кулак ярости» (1972), «Путь дракона» (1972), «Выход дракона» и другие. (1973), «Игра смерти», вышедшая в 1978 году), которые демонстрировали ловкость боевых искусств, технику боя явно чуждую, но завораживающую нас в то время.
Индийские фильмы конца 1960-х и конца 1970-х годов продемонстрировали такие известные имена, как Раджеш Кханна, Дхармендра Сингх Деол, Мумтаз, Амитабх Баччан, Анил Капур, Хема Малини, и произвели такие хиты, как «Бобби», «Шолай», «Кабхи Кабхи», « Дхарамвир», «Амар Акбар Энтони». Их звезды показали прекрасное актерское мастерство на фоне любовной тематики, а приятные для слуха песни в сочетании с синхронными танцевальными па, реализованными со звуком и спецэффектами, хотя и несравнимыми с тем, что сегодня покупают фильмы коренных народов.
Таким образом, отцы-основатели кино начали сталкиваться с проблемой возврата своих инвестиций, что постепенно стало практически невыполнимой задачей, гимном, который они постоянно возвращали, к большому неудовольствию потенциальных финансистов. С каждым выпущенным фильмом они подсчитывали свои потери и зализывали раны в финансовой борьбе. Поток VCRS 1980-х годов привел к смене парадигмы с Cine на VHS, что сделало производство проще, быстрее и значительно дешевле, чем раньше. Кинотеатры и другие выставочные центры в конечном итоге были закрыты, а киноэстафетная палочка выскользнула из рук основателей, которые пытались передать эстафету кино следующему поколению в рамках определенной зоны обмена эстафетной палочкой. Мечта о признании в киноиндустрии рухнула, когда цикл «Киноэстафеты» был прерван.
Домашнее видео производилось как альтернатива кинотеатрам, и название, естественно, произошло от того факта, что вы могли сидеть, не выходя из собственного дома, и смотреть фильмы, созданные в формате VHS, на видеомагнитофоне. Создатели фильма воспользовались предложенной концепцией домашнего видео и начали снимать фильмы, используя йоруба в качестве средства коммуникации. Тем не менее, «1992 год» был широко признан отправным периодом для производства домашнего видео, а «Жизнь в рабстве» Кена Ннебу считается первым коммерческим фильмом на игбо / английском языке.
Фильм, несомненно, попал в «Колодец кино», что спровоцировало массовый исход людей из других слоев общества в искусство кинопроизводства, видя возможности, открывающиеся в районе золотой жилы. Так возникла индустрия домашнего видео под названием «Нолливуд».
Тот факт, что «Жизнь в рабстве» удостоился чести быть первым фильмом, созданным в коммерческих целях, и тем, на котором якобы была основана революция домашнего видео, кульминацией которой стал Нолливуд, не остался бесспорным. Покойный Аладе Аромайр перед смертью зажег спорный огонь, заявив, что именно его фильм, а не фильм Кена, должен быть удостоен такой чести. В беседе с репортером по этому поводу он заявил, что Кен снял более 40 фильмов йоруба и начал с «Aje N’yami».
До того, как он пришел на борт, киноиндустрия процветала, поэтому Кен не мог ее запустить.
Путаница возникает из-за тогдашнего Совета цензоров, руки которого были ампутированы в соответствии с Законом, на основании которого он получил свои полномочия (Закон и Положения о кинематографии 1963/64). Данные ему полномочия по регулированию отрасли не распространялись на «домашнее видео». Нынешний Национальный совет кино- и видеоцензоров (NFVCB) не существовал до 1994 года. В этом бушующем деле покойный Алад Армуар снял такие фильмы, как «Экун», «Омидже» (части 1-3), «Обирин Асико», «Айо ни о», «Адун», «Орире», которые были выпущены для публики в период с 1985 по 1991 год.
Кен Ннебу до сих пор настаивает на том, что его фильм «Жизнь в рабстве» был первым домашним видеофильмом, снятым в коммерческих целях. Его позиция по этому вопросу довольно шаткая, поскольку он спонсировал коммерческие фильмы на языке йоруба, такие как Ina Ote, Aje N’yami и другие, до производства «Жизни в рабстве». Давайте не будем забывать лавину телевизионных драм йоруба, которые массово производились на видеокассетах и продавались публике до 1992 года. Не говоря уже о легендарном фильме Эдди Угбомы «Великое судебное разбирательство» (1989), который войдет в историю как первый нигерийский театральный фильм на видеокассете, подвергнутый цензуре ныне несуществующим Федеральным советом киноцензоров (FBFC) в соответствии с «особой концессией», предоставленной ему официально. постоянным секретарем Федерального министерства информации и культуры в то время.
К сожалению, сильное содержание, показанное в фильме, было сочтено Советом непригодным для публичного просмотра, и поэтому фильм так и не был выпущен. «Ияво Альхаджи» Тунде Алаби-Хундейна был официально зарегистрирован как первое коммерческое видео (прямо в выставочном зале), прошедшее цензуру и классификацию NFVCB в 1994 году в Национальном театре (кинозале) Иганму. Несмотря на противоречивый огонь, глобальная огласка, которую «Жизнь в рабстве» вызывала на протяжении многих лет, неизменно записывала этот фильм в наши банки памяти как флагман революции домашнего видео всех времен. Люди всех национальностей, рас, полов и племен ежедневно сталкиваются с проблемами. Некоторые из этих проблем являются глобальными, в то время как другие специфичны для разных обществ. Фильмы дают людям возможность рассказывать свои собственные истории, свободные от постороннего вмешательства.
Нигерийские кинопродюсеры воспользовались этим и сняли фильмы, которые изображают наш образ жизни, культуру, местную моду, насущные проблемы, проблемы, преследующие наше общество, несмотря на удушающий смрад трайбализма, ощущаемый во всех секторах. Первоначально фильмы были сняты для удовольствия нигерийцев (до повального увлечения массовым экспортом) с посланиями, чтобы вдохновлять, мотивировать, осуждать и исправлять аномалии, особенно в политических и социальных системах, чтобы избежать насилия и всех форм зла.
Тактическое использование английского языка в качестве средства коммуникации, маркетинговых стратегий и реализации за счет использования телевизионных трейлеров, плакатов (в настоящее время запрещенных в штате Лагос) привело к увеличению продаж и расширению базы зрителей за пределы нашей страны в такие страны, как Гана, Того, ЮАР, Кению, США и даже Великобританию. К сожалению, фильмы, которые снимались с пугающей скоростью, были технически несовершенны в ключевых областях, которые считались важными в производственном процессе.
Популярный тег «бюджет шнурка» стал синонимом раннего кинопроизводства в индустрии с чрезвычайно низкими бюджетами по сравнению с другими киноорганизациями в других странах (первоначально 10–15 000 долларов), но теперь распространяется до 25 000 долларов с микроскопическим числом продюсеров, что еще больше увеличивает бюджет. кажущийся финансовый предел до N7,10,20 миллионов и больше. Фильмы снимались и до сих пор в основном снимаются в течение 10-12 дней с использованием бета-камеры (теперь камеры HDV), производятся в формате VHS (теперь VCD и DVD), массово производятся и продаются маркетологами, которые также выступали в качестве дистрибьюторов.
Ежегодно продюсеры выпускали более тысячи фильмов, и, совершенно пораженные ошеломляющей статистикой кинопроизводства, международное внимание к фильмам было направлено на многомиллионную индустрию «Нолливуд». Чистая стоимость отрасли в 2008 году составляла примерно от 250 до 300 миллионов долларов. Примечательно, что Глобальный обзор кинематографии, проведенный в 2006 году Статистическим институтом ЮНЕСКО (UIS) и опубликованный в мае 2009 года, поставил Нолливуд на второе место по величине кинопродюсера в мире после Болливуда и впереди Голливуда. фигурки снятых фильмов.