Образы Толстого Будды вовсе не являются изображениями Сиддхартхи Гаутамы, самого известного «Будды». Его тучное тело обычно указывает на чревоугодие и культ излишеств, а не на культ просветления и относительно строгий путь «религиозного» Будды. Предание гласит, что толстый Будда символизирует благословение благополучного и богатого будущего, а также считается, что его образ также связан с плодородием (с его толстым животом, символизирующим живот беременной женщины).
Одна статуя Толстого Будды, найденная во многих китайских и вьетнамских предприятиях, известна как Джамбхувала, которая является хранителем короля процветания Ми Фо. Его толстый и веселый образ может сидеть на мешке с монетами и золотом, а в левой руке он держит золотой слиток, очень похожий на лодку или шляпу.
Эта статуя также связана с мангустом, плюющимся драгоценными камнями, и также может быть изображена с веером или посохом и с «малой» в левой руке. Существует также тибетский эквивалент Толстого Будды, который называется Намтосе.
Как уже упоминалось, «Толстый Будда» — это не ТОТ Будда. Когда через несколько сотен лет после его смерти начали изготавливать статуи и изображения Будды, никто не знал, каким будет его изображение. Однако они знали, что как принц Будда происходил из знатной индийской семьи и описывался в литературе как высокий, стройный и «мужественно сложенный». Толстое тело тогда, как и сейчас в некоторых культурах, прочно ассоциировалось с процветанием и счастьем, поэтому создание его «толстых» изображений и статуй было бы естественным решением.
Однако образ толстого, перекормленного «Будды» противоречит его учению и образу «просветленного». Буддизм достиг Китая около 100 г. н.э. и распространился около 600 г. н.э., откуда и когда начала появляться легенда о толстом Будде.
Три теории о толстом Будде
Первая теория состоит в том, что толстое тело представляет собой сытого человека на досуге. Просвещение привело к материальному успеху и богатству, а также к положению, по крайней мере близкому к дворянскому. Существовало также поверье, что толстяки от природы щедры по характеру и поведению, как, например, Веселый Ол’Сент-Луис. Ник. Люди часто гладили живот толстяка в надежде на удачу и много еды.
Вторая теория принадлежит китайскому буддийскому монаху VI века. У него был толстый живот, который трясся, как желе. Этот жизнерадостный человек посвятил себя помощи другим и считался воплощением бодхисаттвы Меттейи, будущего Будды, достигшего нирваны, но оставшегося, чтобы помогать людям.
Последняя теория принадлежит большинству буддийских ученых. Мудрый, но толстый дзэнский монах появился в Китае в 850 г. н.э. и умер в 916 г. н.э. Этого монаха звали «Знающим Это» (ЧиЧе). Никто не знал, откуда он взялся, он носил огромную полную сумку и был известен прежде всего своим толстым животом.
Когда его спросили, как достичь ниббаны, или окончательного просветления, толстый монах отложил свою сумку и не сказал ни слова. Когда позже толстого монаха спросили о том, что произошло после достижения нирваны. он брал свою сумку и просто уходил, не говоря ни слова.
Считается, что этот монах был вдохновителем легенды о толстом Будде. Статуи толстого Будды начали появляться в конце 1980-х годов, примерно через 1200 лет после смерти Будды. На теле подлинной статуи Толстого Будды вы увидите его с мешком на спине. В частности, восточная традиция считает, что потирание его живота поможет просителю принести удачу — подобно тому, как католики часто массируют Св. Питер.