Историческая фантастика оживляет прошлое

Рождение исторического романа

Одним из самых ранних примеров исторической фантастики является китайский роман «Троецарствие», состоящий из 800 000 слов. Написанный в XIV веке и наполненный тысячей персонажей в 120 главах, роман на 70% состоит из исторических фактов с точным описанием социальных условий и на 30% из вымысла, включающего легенды, фольклор и мифы.

Первым историческим романом на Западе был «Уэверли» сэра Вальтера Скотта (1814 г.), первая из примерно 30 книг, в том числе «Роб Рой» (1817 г.) и «Айвенго» (1819 г.), которые романтизировали и популяризировали историю Шотландии и Англии. Он считается первым писателем-историком, первым, кто увидел в истории особый культурный контекст, в котором персонажи оказались вовлечены в социальные конфликты.

После Французской революции и Наполеона, когда простые люди вошли в историю и стали огромной грамотной аудиторией, жизнь которой стала предметом литературы, исторические романы достигли своего пика популярности во всей Европе в XIX веке.

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака (1837 г.), «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса (1859 г.), «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго (1831 г.) и «Отверженные» (1862 г.), «Война и мир» Льва Толстого (1865 г.) и Александр Дюма. «Граф Монте-Кристо» (1844 г.) и «Три мушкетера» (1884 г.) — классика высокого литературного качества.

Сказки о кожаных чулках Купера

Вдохновленный Скоттом, Джеймс Фенимор Купер был отцом исторической фантастики в Америке. Его «Рассказы о кожаных чулках» состоят из пяти исторических романов — «Пионеры» (1823 г.), «Последний из могикан» (1826 г.), «Прерия» (1827 г.), «Следопыт» (1840 г.) и «Убийца оленей» (1841 г.), в которых описывается конфликт между приграничными и прогрессирующей цивилизации.

The Pioneers, первый бестселлер в Соединенных Штатах, представил Натаниэля «Нэтти» Бампо, человека с фронтира, известного как Кожаный чулок, Следопыт, Ловец, Зверобой или Карабин Ла Лонг. В «Последнем из могикан» Нэтти становится Соколиным глазом, с которым дружат Чингачгук и Ункас, идеализированные благородные индейцы.

«Чингачгук, Ункас и Кожаный чулок — величайшее достижение Купера, одно из величайших достижений американской литературы», — писал историк Аллан Невинс. «Кожаный чулок … один из величайших отмеченных наградами людей мировой фантастики … Совокупный эффект «Сказки о кожаных чулках» огромен … самое близкое приближение к американскому эпосу».

Купер, который ограничивал свое яркое воображение историей как собранием фактов, но не был рабом фактов, был провозглашен Германом Мелвиллом, автором знаменитого исторического романа «Моби Дик» (1851 г.), основанного на двух реальных событиях, как «наш национальный романист», а Бальзак заявил, что персонаж Кожаного чулка будет жить «пока существует литература».

Человеческая комедия Бальзака

Оноре де Бальзак, «французский Диккенс», был наследником стиля исторической фантастики Скотта во Франции. Его выдающееся произведение «Человеческая комедия» (1829–1848) представляло собой взаимосвязанную цепочку из 100 романов и рассказов, охватывающих панораму жизни между 1815 и 1848 годами, после падения Наполеона, который однажды сказал: «История — это собрание лжи». согласовано».

Бальзаковское видение общества, в котором главными факторами являются класс, деньги и амбиции, было воспринято Гюго, Толстым и Дюма, а также либералами и консерваторами. Фридрих Энгельс, основатель марксистской теории, писал, что он узнал от Бальзака больше, чем все профессиональные историки, экономисты и статистики вместе взятые.

Однако Генри Джеймс, отец реалистического психологического романа, жаловался: «Артист «Человеческой комедии» наполовину задыхается от историка». На самом деле этот американец считал исторические романы «смертельно дешевыми». Но он также признал, что «роман, далеко не притворство, соревнуется с жизнью, потому что фиксирует исторические вещи».

Триумф исторического романа

Известные современные исторические романы включают «Красный знак мужества» Стивена Крейна (1895 г.), «Путешествие в Индию» Э. М. Форстера (1924 г.), «Жемчужина Добрая Земля» (1931 г.), «Азиатская сага» Джеймса Клавелла (1962-93 гг.), «Бойня номер пять» Курта Воннегута. (1969) и Рэгтайм Э. Л. Доктороу (1975). «Игольное ушко» Кена Фоллетта (1978) и другие книги превышают 100 миллионов продаж по всему миру.

Бродвейская постановка роскошного мюзикла «Рэгтайм», основанного на романе-бестселлере, шла два года и завершилась в 2000 году после 834 представлений и дюжины номинаций на премию «Тони». В шоу, посвященном семье из пригорода, музыканту из Гарлема и иммигрантам из Восточной Европы, также участвовали такие американские исторические личности, как Гарри Гудини, Эвелин Несбит, Букер Т. Вашингтон, Эмма Голдман, Дж. П. Морган и Генри Форд.

А с 1985 года «Отверженные Гюго», в которых рассказывается о жизни тридцати вымышленных персонажей, от проституток до рабочих и студентов-революционеров, которые борются за искупление посредством революции, завоевал мировое признание как второй по продолжительности мюзикл в мире, который посмотрели 60 миллионов человек. зрители. человек на 21 языке в 43 странах.

Синтез фактов и вымысла

Исторические романы стремятся вернуть читателей в прошлое, чтобы они могли познакомиться с персонажами и событиями — иногда с обычными людьми в необычные времена или с известными персонажами в любое время. Но их авторы всегда сталкиваются с похожими проблемами при написании, например, выясняя, сколько фактов и сколько вымыслов, и как синтезировать факты и вымысел.

Толстой сказал, что «Война и мир», одно из величайших произведений мировой литературы, было больше, чем роман, но «не роман, тем более стихотворение, тем более историческая хроника».

Марио Варгас Льоса объяснил, что при написании своего первого исторического романа «Война за конец света» (1981) он чувствовал «свободу изменять, деформировать и изобретать ситуации, используя исторический фон только как отправную точку для создания художественной литературы, которая литературное изобретение». Персонаж одного из его рассказов добавляет: «Интересно, узнаем ли мы когда-нибудь, как история называется с большой буквы. Или в истории столько же выдумок, сколько в романах».

В «Козьем пиру» (2000), в котором убийство доминиканского республиканского диктатора Рафаэля Трухильо изображено с двух точек зрения, с разницей в поколение, в 1961 и 1996 годах, перуанский писатель сказал, что он «уважает основные факты. Я не преувеличивал», но также признал: «Это роман, а не книга по истории, поэтому я позволил себе много-много вольностей».

Историческая фантастика и история

Одно различие между художественной литературой и документальной литературой, повествованием и репортажем заключается в том, что писатель заставляет своих персонажей разыгрывать историю, помогая читателям представить, что они чувствовали, в то время как историк просто рассказывает о том, что произошло. Автор также должен решить, будет ли история основана на персонажах, что может замедлить темп, или на сюжете, поскольку история может ускорить время.

Романы отличаются от исторических тем, что в художественной литературе читатель может проникнуть в сердца и умы персонажей. В рассказе это можно сделать только тогда, когда персонажи сообщают читателю в письменной форме (письма, дневники, дневники) то, что они думают. Кроме того, вымышленные персонажи в романах обычно не мешают важным историческим событиям.

Художественная литература включает в себя рассказ о романтической жизни персонажей, а история обычно этого не делает. И, как и фильмы, романы придают миру смысл, привязывая историю к финалу или развязке так, как этого не делает реальный мир. Исход истории в исторической фантастике неизвестен до этой кульминации, создавая драму, редко встречающуюся в книгах по истории.

Наука и историческая фантастика

Писатели исторической фантастики должны всесторонне изучить историю эпохи, которую они изображают. Без тщательного исследования исторические романы превращаются в эскапистские романы, которые не претендуют на историческую точность, используя обстановку воображаемого прошлого только для изображения неправдоподобных приключений и невероятных персонажей, встречающихся в основном в чистом фэнтези.

Многие романы, такие как «Королева Марго» Александра Дюма (1845 г.), ставят под сомнение точность исторических исследований. «Я изнасиловал историю, — признавался автор, — но она дала прекрасное потомство». А постмодернистские романисты, такие как Томас Пинчон, автор книг «Радуга гравитации» (1973) и «Мейсон и Диксон» (1997), намеренно смешивают вымышленных персонажей не только с реальной историей, но и с вымыслом.

В некоторых исторических романах нет вымышленных персонажей, например, в «Серии I», «Клавдий» Роберта Грейвса (1934) и «Коллин Маккалоу, Мастера Рима» (1990–2007). А некоторые даже оказали большое влияние на саму историю: «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу (1852 г.), роман-бестселлер 19 века, способствовал началу Гражданской войны.

История за кадром

Во многих романах исторические события часто происходят за кулисами. В «Линкольне» Гора Видала (1984) Гражданская война остается на заднем плане, без батальных сцен или упоминаний об ужасной бойне, когда оживают первая семья и правительство. Видаль также изображает «Честного Эйба, Великого Освободителя» обычным человеком, а не святым.

Это часть его серии «Рассказы об Империи», состоящей из семи исторических романов — «Берр» (1973), «1876» (1976), «Империя» (1987), «Голливуд» (1997), «Вашингтон, округ Колумбия» (1967) и «Золотой век» (2000). частная жизнь вымышленных семей с публичными действиями знаменитостей, хроника курса американской империи от рассвета до гибели.

Временные рамки различаются в исторических романах. В то время как многие писатели сосредотачиваются на крупном событии или серии событий, Джеймс Миченер, у которого был большой академический штат, написал более 40 книг — «Гавайи» (1959 г.), «Источник» (1965 г.), «Столетие» (1974 г.), «Чесапик» (1978 г.). «Завет» (1982 г.), Польша (1983 г.), Техас (1985 г.), Аляска (1988 г.) и Карибский бассейн (1989 г.) — рассказывают поколения персонажей в историях, охватывающих сотни или тысячи лет.

семейная сага

Поджанр исторической фантастики, в котором исследуются подвиги семьи или нескольких родственных семей в течение определенного периода времени, — это семейная сага, которая также может изображать исторические события, социальные изменения и приливы и отливы семейного состояния с разных точек зрения. Типичная сага может также описывать историю семьи в серии романов.

Удачными примерами популярных семейных саг являются «Саги об островитянах» (930–1030), «Сон в Красной палате» (1868), «Будденброки» (1901) Томаса Манна, «Сага о Форсайтах» (1906–21) Джона Голсуорси, «Возвращение в Брайдсхед» (1945). ) Эвелин Во, «Иди, скажи это на горе» (1953) Джеймса Болдуина,…

Семейные хроники Кент (1974–79), трилогия «Север и Юг» (1982–87) и «Сага о семье Короны» (1993–98) Джона Джейкса, «Корни» (1976) Алекса Хейли, «Иммигранты» (1977) Говарда Фаста, «Поющие в терновнике» (1977) Коллин Маккалоу, «Дом духов» (1982), «Изабель Альенде» и «Сто лет одиночества» (1967), получивший широкое признание тур де сила Колумбии Габриэля Гарсиа Маркеса.

Эпические исторические фильмы

Многие исторические романы были созданы в виде экстравагантных эпических или биографических фильмов, производство которых дорого, потому что в них используются аутентичные старинные костюмы, тщательно продуманная музыкальная партитура, панорамные декорации, длинные крупномасштабные последовательности действий, огромное количество персонажей и съемка на местности. Такие спектакли часто называют костюмированными драмами.

Унесенные ветром (1939), Бен-Гур (1959), Спартак (1960), Восстание (1962), Лоуренс Аравийский (1962), Леопард (1963), Доктор Живаго (1965), Красные (1981), Империя Солнц (1987), Последний император (1987), 1492: Покорение рая (1992), Последний из могикан (1992), Алая буква (1995), Храброе сердце (1995), Титаник (1997), Гладиатор ( 2000 г.), «Александр» (2004 г.), «Король Артур» (2004 г.) и «Царство небесное» (2005 г.) — эпические фильмы, очеловечивающие историю и оживляющие прошлое.

Они оставляют зрителей с ощущением, что они усвоили «урок истории», но хотят знать больше. Однако в историческом триллере Роберта Уилсона «Маленькая смерть в Лиссабоне» (1999), в котором детектив пытается раскрыть жестокое убийство, один из персонажей фаталистически заключает: «Легко забыть, что история — это не то, что вы читаете в книгах. а люди существа мстительные, так что история нас ничему не научит».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Товары из Китая: обзоры и советы