Кобудо
Кобудо — боевое искусство с применением оружия, зародившееся на южных японских островах Окинава. Сам термин кобудо переводится с японского как «старая война Окинава», хотя перевод является современным, поскольку жители Окинавы не давали названия своим боевым искусствам до конца 19 века.
Популярный миф, окружающий окинавское кобудо, заключается в том, что оно было разработано фермерами, использующими сельскохозяйственные орудия в качестве оружия, поскольку класс японских самураев запретил им владеть настоящим оружием из-за страха перед народным восстанием. Популярность этого мифа возросла из-за характера оружия, используемого в окинавских боевых искусствах кобудо, все из которых связаны с обычными сельскохозяйственными орудиями и будут обсуждаться ниже. Однако существует много связей между окинавским кобудо и аналогичными китайскими формами боевых искусств, основанными на оружии, которые предшествовали японской оккупации острова, что ставит под сомнение такие основополагающие мифы. Не исключено, что различные боевые искусства зародились еще до японской оккупации, но приобрели популярность в ответ на всеобщий запрет на оружие.
Поскольку окинавское кобудо в основном основано на оружии, ниже описано конкретное оружие, используемое в боевых искусствах.
Оружие боевых искусств кобудо
Кобудо-бо: главное оружие кобудо, кобудо-бо обычно представляет собой 6-футовый посох (хотя некоторые кобудо-бо длиннее, а некоторые короче), сделанный из твердого материала, такого как красный или белый дуб, или из более гибкого материала, такого как бамбук. сосна или ротанг, от тяжелого до легкого. Японское искусство использования Кобудо Бо называется Бодзюцу. Кобудо-бо часто сужается, толще в середине, чем на концах. Некоторые бо богато украшены, а другие представляют собой простые трости. В целях соревнований Кобудо Бо может иметь металлические полоски по бокам или специальные ручки посередине.
Боевой Кобудо Бо включает в себя различные приемы уколов, ударов руками и ногами, а также серию блоков, взмахов и ловушек. Многие движения с кобудо-бо напоминают боевые стили с пустыми руками, такие как кобудо-карате, поскольку философия, лежащая в основе кобудо-бо, гласит, что это просто продолжение конечностей. Задняя рука используется для генерирования силы, а передняя рука используется для управления оружием боевых искусств.
Кобудо-бо вполне мог опираться на боулинг, традиционную палку, опиравшуюся на спину при переноске ведер во время сельскохозяйственных работ, и на ручки лопат, граблей и тростей, которыми пользовались монахи. Возможно, именно из этих практических инструментов развилось боевое искусство в ответ на запрет японцев на оружие на Окинаве в 17 веке. Японцы не могли конфисковать простые трости, поэтому люди могли тренироваться с ними, чтобы защитить себя от зачастую жестоких самураев.
Кобудо-бо является основным оружием в боевых искусствах, но также используются многие другие виды оружия.
Сай: Сай — это трехзубая дубина с тупым концом. Два коротких конца обычно используются, чтобы поймать и сломать другое оружие, такое как бо или меч, и их можно использовать по два одновременно.
Тонфа: Тонфа похожа на дубину с боковой рукояткой, и ее также можно держать по одной в каждой руке. Стиль боя тонфа отражает приемы рукопашного боя и, возможно, произошел от рукояти жернова.
Нунчаку: Нунчаку — популярное оружие, сделанное из двух кусков дерева, скрепленных тетивой. Теории его происхождения различаются: одни говорят, что он произошел от китайского оружия, другие — от конского удила, а третьи — от молотильного цепа. Китайский дизайн округлый, а окинавский — восьмиугольный. Это было популяризировано в фильмах Брюса Ли и теперь распространено по всему миру в бесчисленных додзё.
Кама: Кама — это оружие, основанное на фермерском серпе, с относительно короткой рукоятью и изогнутым лезвием на конце. Его трудно выучить из-за опасностей, присущих его практике, хотя для студентов были разработаны более скучные версии. Некоторые версии оружия имеют выемку на рукояти для захвата Кобудо-бо, но это было слабостью конструкции, и другие модели обходились без нее или с изогнутой для этой цели рукоятью.
Текко: Текко напоминает кастет, покрывающий весь кулак с 1-3 острыми концами на конце.
Суруджин: Суруджин представляет собой цепь с гирями на обоих концах или на одном конце и лезвием на другом. Его можно легко спрятать, что делает его особенно эффективным против неожиданных противников. Более того, его нестандартная конструкция и непредсказуемый характер делают его чрезвычайно опасным оружием в умелых руках.
Есть много разных школ кобудо, переживших Вторую мировую войну. Двумя наиболее популярными являются Матаёси Кобудо и Сёрин-рю, о которых речь пойдет ниже.
Матаёси Кобудо
Матаёси кобудо — это стиль окинавского кобудо, разработанный Матаёси Синпо в 20 веке под влиянием японского, китайского и окинавского стилей боевых искусств. Матаёси Синко, его отец, продемонстрировал свой стиль кобудо японскому императору в начале 20-го века, который был настолько впечатлен, что наградил мастера Королевским гербом, который был объединен с эмблемой Окинавы, чтобы сделать логотип Окинава Кобудо Ренмей Дзэн. После смерти Матаёси Шинко в 1947 году его сын Шинпо открыл додзё в честь своего отца, обучая традиционному окинавскому кобудо. В его стиле используются все виды оружия боевых искусств, перечисленные выше, основанные на традиционных инструментах крестьянского сословия. Благодаря усилиям Матаёси Синпо и его учеников, Матаёси Кобудо распространилось по всему миру, имея более 2000 додзё по всему миру.
Сёрин-рю
Шорин относится к китайскому храму Шаолинь, а Рю означает стиль, хотя дословный перевод Шорин-рю — «Школа сосны». Он был разработан Choshin Chiban в 1933 году, хотя сама система намного старше. Он был основан на традиционном окинавском боевом стиле сюри-тэ. Чосин Тибана был лучшим учеником великого мастера сюри-тэ Анко Итосу, который сам был учеником великого мастера Мацумуры Сокона, телохранителя трех королей Окинавы.
Сёрин-рю, также известная как Сёрин-рю каратэ, представляет собой форму кобудо каратэ, характеризующуюся естественным дыханием, естественной позой и круговыми, а не прямыми движениями. Центральное место в Сёрин-рю каратэ занимает правильное движение, плавное движение для избегания атак и прочная структура для мощных атак. Отличительной чертой Сёрин-рю каратэ является положение кулака при нанесении удара. Кулак следует держать не горизонтально или вертикально, а слегка повернуть внутрь так, чтобы третья фаланга указательного пальца находилась на одной линии со второй фалангой мизинца. Это позволяет наносить более сильные, стабильные и быстрые удары.
Новички, начинающие с Сёрин-рю, должны сначала изучить баланс, осанку и координацию. Только на более высоких уровнях добавляются скорость и мощность.
Кобудо каратэ
Последний пункт касается отношений между каратэ и кобудо. Хотя многие считают, что это отдельные стили боевых искусств, на самом деле они тесно связаны между собой. Имеются убедительные доказательства того, что окинавское кобудо предшествовало развитию карате и повлияло на него, поскольку между боевыми искусствами существуют сильные стилистические связи. Кобудо, основанное на оружии, включает в себя удары ногами, подобные ударам карате, и общий поток движений также аналогичен. Многие додзё, которые в основном преподают карате, также обучают владению оружием кобудо в сочетании с традиционными боевыми искусствами с пустыми руками.