Римский принципат и династия Хань были двумя очень влиятельными империями, которые оставили прочное влияние в областях своего расширения даже после своего краха. Несмотря на это согласие в базовой политической структуре и социальных договоренностях, две империи различались по таким понятиям, как религия, центр силы и военное значение. Тем не менее, много лет спустя это убедительное единство возродилось для китайцев, но, к сожалению, так и не вернулось для римлян.
Конечно, для того, чтобы иметь империю, обе цивилизации имели очень сильное и автократическое центральное правительство. Это позволило создать могущественное и постоянно расширяющееся королевство. Этой обширной армии нужен был способ передвижения, и поэтому была создана система дорог. Базовые основы вооруженных сил и правительства на первый взгляд могут показаться схожими, но на самом деле они были совершенно разными. Например, римская армия представляла собой более опытную и привилегированную группу людей, занимавших более высокие чины в сословной системе. Эти люди, наряду с сенатом, также сыграли жизненно важную роль в избрании императора и сохранили ему большую лояльность. В любом случае сенат обычно был центром власти в Римской империи. Однако в династии Хань правитель был наследственным, и для достижения соглашения с ним приходилось апеллировать, убеждать и даже угрожать. Военные, безусловно, были менее лояльны и менее склонны к борьбе за власть, в основном из-за того, что солдаты были недавно призваны и не имели большого опыта. В Китае было две столицы: Лоян на востоке и Чанъань на западе, которые служили местами власти императоров. Средний класс был свободен от правительственных ограничений в Риме, что позволяло экономическую мобильность. Этого не было с ханьцами как купеческим сословием. был ограничено правительством. Имперская модель этих двух обществ возродилась в Китае лишь несколько лет спустя; однако этого нельзя сказать о Риме.
В конечном итоге обе империи были основаны на земледелии, с однородными городами и разнообразными народами, проживающими в прилегающих регионах. Рим даже считался городской империей, потому что власть исходила от городов, хотя более восьмидесяти процентов было посвящено сельскому хозяйству. Однако в культурах было очень разное отношение к государству и семье. Иерархия, усиленная мыслью Конфуция, была подчеркнута в Китае по сравнению с Римом. Семья, с большим уважением к предкам и уважением к власти, была значимой моделью для общества и государства. В Риме культ предков и семьи не был образцом для общества. Фактически никогда не существовало определенной идеологии политической организации, которой могли бы следовать государство и его правители. Это может объяснить, почему римская имперская модель больше никогда не появлялась.
Религия, вероятно, была главным различием между двумя народами. В то время как ханьцы, казалось, извлекали пользу из доктрин Конфуция, христианство понравилось римлянам, но после его принятия Константином. После откровения Константина с христианством он прекратил гонения на христиан и почти всю империю обратил в эти верования. Неизвестно, действительно ли Константин принял христианство, но он поддерживал церковь, как и многие последующие правители. Эта религия в конечном итоге повлияла на многие решения и убеждения будущих правителей Рима. В частности, он обращался к низшим классам, таким как женщины, рабы и бедняки. Буддизм, ересь идей Конфуция, только зарождался в Китае и получил большинство лишь в постханьскую эпоху.
В общем, стоимость такой огромной империи была выше возможностей правительства и его народа. Широкие границы обеих империй требовали слишком много ухода и стоили довольно дорого. Чтобы не отставать от растущей дилеммы, государство было вынуждено облагать своих граждан высокими налогами. Эта акция потеряла лояльность общественности, и многие границы были заброшены, что в свою очередь ослабило правительство. Оба правительства не могли позволить себе это бремя и не смогли продлить жизнь империи и в основном развалились. Однако новые иммигрантские группы, которые теперь процветали в этом районе, пытались сохранить культуру Римской империи и династии Хань после того, как были подчинены им в течение стольких лет.