Банковский сектор Китая традиционно служил контролируемой партией кормушкой для неэффективных, малоэффективных государственных предприятий (ГП), большинство из которых были технически неплатежеспособными. Процесс был прост: выдать кредит неквалифицированному заявителю с государственным участием, а затем списать кредит как безнадежный долг, когда он не выполнил свои обязательства. Эта ситуация начинает меняться, и китайские банки привлекают внимание иностранных банков, которые начинают рассматривать их как инвестиционную возможность, а не как потенциальную конкуренцию. Тем не менее, китайский банковский сектор сталкивается с рядом проблем.
1. Кредиты государственных предприятий. Трудно переоценить значение китайского банковского сектора как источника внутреннего капитала. Фондовые рынки материкового Китая анемичны по сравнению с такими гигантами, как Гонконг, Токио и Нью-Йорк, а китайский рынок облигаций практически отсутствует. Это делает банки единственным крупным источником внутреннего финансирования частного бизнеса. Однако кредитование государственных предприятий продолжает потреблять значительную долю банковского капитала, даже несмотря на то, что китайские фондовые биржи в основном предназначены для обеспечения государственных предприятий альтернативным источником финансирования. Многие отечественные компании прибегают к подпольным институциональным ростовщикам с их высокими процентными ставками или полагаются исключительно на нераспределенную прибыль для финансирования. Несмотря на то, что неплатежи по кредитам ГП резко сократились для некоторых банков, выдавших недавние кредиты, отрасль в целом по-прежнему страдает от небрежного кредитования в рамках прежней, более политизированной кредитной политики.
2. Коррупция. Продолжаются репрессии, но коррупция свирепствует во многих секторах китайской экономики, и правительство всегда борется с коррупцией в той или иной отрасли. Между тем цикл продолжается. Заманчиво предсказать, что только угрозы банкротства из-за иностранной конкуренции будет достаточно, чтобы создать политическую волю, необходимую для последовательного соблюдения закона.
3. Децентрализация. Китайский банковский сектор на бумаге выглядит достаточно централизованным, но скрытая проблема заключается в фактической независимости удаленных отделений от штаб-квартиры. Китайские филиалы банков привыкли работать с гораздо большей независимостью, чем на Западе (таким образом, значительно усугубляя проблему коррупции), и любая попытка взять под свой контроль головной офис должна встречать энергичное сопротивление на местах.
Но момент истины быстро приближается, поскольку обязательства Китая перед ВТО требуют, чтобы банковские и страховые рынки были полностью открыты для иностранной конкуренции в следующем году. В ответ правительство вводит ряд новых правил, направленных на рационализацию практики кредитования и борьбу с внутренней коррупцией (будут ли новые правила действительно соблюдаться филиалами банков, покажет только время). В ответ банки запускают размещение акций на зарубежных рынках и проводят «сокращения штатов» в американском стиле, закрывая филиалы и увольняя сотрудников.
Иностранные банки в ответ вкладывают миллиарды долларов в китайские банки, что удивительно в свете вышеперечисленных проблем. Кроме того, они приобретают миноритарные пакеты акций, которые, вероятно, никогда не дадут им оперативного контроля, в некоторых случаях в основном для обеспечения доступа к сети распространения страховых услуг, кредитных карт и инвестиционных продуктов после 2007 года.
Никто не хочет, чтобы китайские банки отмирали от иностранной конкуренции, даже их иностранные «конкуренты», потому что китайский банковский кризис окажет значительное негативное влияние на всю мировую экономику.