Кемпер и другой фаянс — очаровательные керамические изделия из Франции

Во время нашего недавнего похода по магазинам во Францию, посетив парижский блошиный рынок Marche des Puces, мы обнаружили vaisselier (гардероб), наполненный французским фаянсом разных стилей. Когда мы просматривали всю эту ярко раскрашенную керамику, нам пришло в голову, какая давняя, богатая и важная традиция существует во французских фаянсовых городах в изготовлении этой красиво раскрашенной керамики.

Что такое фаянс? Это разновидность гончарных изделий, покрытых оловянной глазурью. После росписи керамику обжигают в печи при очень высокой температуре, чтобы глазурь затвердела и превратилась в стеклоподобное вещество. Это процесс, усовершенствованный в 15 веке итальянцами, которые назвали его «майолика». Странствующие итальянские гончары перенесли свои знания во Францию ​​и Германию, а также в Нидерланды, где они получили название «Дельфт».

Одной из причин популярности фаянса во Франции было издание Людовика XIV в начале 18 века, запрещающее кому бы то ни было владеть золотой или серебряной посудой. Драгоценные металлы были конфискованы для поддержки как военных действий, так и экстравагантных расходов при дворе. Логичной заменой стала керамика, а традиционные формы металлических изделий были скопированы с фаянса.

Во Франции было создано множество фаянсов (фаянсов), наиболее известные в городах Кемпер, Невер, Руан, Лион, Марсель и Мустье. Чтобы добиться успеха, город должен был иметь готовый источник древесины для сжигания в печах, реку для транспортировки готовой продукции и рабочую силу, к которой можно было бы подключиться.

Были сходства и различия в производстве фаянса в разных городах. В то время как каждая область развивала свой собственный стиль, фабрики обычно заимствовали стилистические решения из других областей, а сходство в цвете и форме пересекало границы. Большинство тарелок имеют изящные волнистые внешние края. Процесс обжига эмалевой глазури и чрезвычайно высокая температура дали цветовую палитру ярко-желтых, кобальтово-синих, красновато-оранжевых, желтовато-зеленых и черных акцентов на белом фоне. Это цвета, которые мы больше всего ассоциируем с фаянсовой посудой, хотя мы также находим синие и белые схемы и другие с желтой основой. В середине 18 века процесс с использованием более низких температур обжига давал более тонкие цвета.

Основой для производства фаянса является бытовая керамика: тарелки, кувшины, вазы, миски, аптечные банки. В течение многих лет основными потребителями были сами французы; они пользовались посудой каждый день. В странах с хорошей экономикой производились более декоративные и необычные предметы, такие как памятные тарелки и часы, но в условиях кризиса они были ликвидированы в первую очередь.

Город Кемпер в северо-западной провинции Бретани славится одним из самых очаровательных и самобытных стилей фаянса. Изолированный от своих соседей из-за своего расположения и топографии, каждый город в Бретани разработал особый стиль одежды. (Продуманная система символов контролировала то, как носили костюмы. Например, поля мужской шляпы, повернутые определенным образом, сигнализировали о том, женат он или холост.) В середине 19 века эти разные стили крестьянской одежды были включены в проекты, с которыми мы работаем сегодня с Quimper. В других широко распространенных проектах участвовали сельские мастера, такие как прядильщики пряжи, рыбаки, ткачи и музыканты. Религиозные сцены, такие как процессии и свадьбы, также были излюбленными сюжетами.

Гербы также часто встречаются на границах доски Кемпера — самый популярный из них — Анна Бретань, последняя герцогиня Бретани (Бретань). Она боролась за независимость Бретани, но в условиях проигрыша войны была вынуждена выйти замуж за короля Франции. Следовательно, ее земли перешли под власть Франции. В ее честь на многих изделиях из фаянса Quimper изображен гребень из хвостов горностая.

Наш фаянсовый кабинет теперь переносит нас в город Руан. Столица Нормандии на севере Франции, город с увлекательной историей. Он был не только центром производства фаянса с 1520-х годов, но и местом, где на костре была сожжена Жанна д’Арк. Гораздо позже Моне жил недалеко от Живерне, и его картина «Руанские соборы» свидетельствует о славе города как «Города шпилей».

В начале 16 века была основана единственная фаянсовая фабрика, производившая плитки для настенных росписей и полов во многих замках эпохи Возрождения, построенных в этом районе. За ними последовали другие заводы.

Одним из самых интересных фаянсовых проектов в Руане был заказ Людовика XIV. Вдохновленный произведениями Яна Нихоффа, король решает построить Фарфоровый Трианон в Версальском саду. Это было здание во французском китайском стиле. В 1665 году Ньюхофф, служащий Голландской Ост-Индской компании, написал рассказ о своем путешествии в Китай. Его изображение Китая как земного рая настолько очаровало Людовика XIV, что король заказал возведение пятиэтажного здания с балюстрадами из фарфоровых кувшинов и крышей из сине-белой черепицы. К сожалению, фаянс из Руана не выдержал французских зим: со временем здание пришло в упадок.

Мотивы, используемые в руанском фаянсе, отличаются от крестьянских мотивов, связанных с фаянсом Кемпера, или скульптурных рисунков Палисси Уэр, вдохновленных природой. Хотя цвета такие же, как у другой эмалированной жестяной посуды (ярко-желтый, синий, оранжевый на белом фоне), со временем появилось несколько разных стилей.

Существует множество свидетельств китайского влияния как в трудах Ньюхоффа, так и в поддержке короля. С 1660 по 1730 год небольшие повторяющиеся зубчатые мотивы, называемые подзорами, были заимствованы из рисунков Кан Си в Китае и сочетались с усиками на бордюрах и полевых рисунках, чтобы создать тонкий, симметричный общий узор. Это стало известно как районный стиль. Китайский стиль, возникший в 1730 году, предпочитал живописные восточные узоры пагод, драконов и павлинов, выполненные в традиционных цветах фаянса.

Два оригинальных дизайна для Руана были вдохновлены двумя совершенно разными видами искусства. L’Ocre Neille использовала closisonne (инкрустацию эмалью) для создания толстых черных линий, которые создают узоры на сплошном, обычно желтом фоне. Формы представляли собой закрученные арабески или маленькие геометрические фигуры. Однако Ferronieries были вдохновлены металлическими конструкциями и узорами решеток; если бы он содержал симметричные, но более открытые и крупные узоры.

Искусство и производство фаянса по всей Франции находились под влиянием как местных, так и международных факторов. Цвета, связанные с керамикой, определялись техническими ограничениями оловянных эмалей, а по мере развития технологий увеличивалось количество цветов и сложность рисунков. Окружающие леса были необходимы для снабжения топливом. Поскольку они были истощены, заводы были закрыты.

Города были известны своими особыми фаянсовыми мотивами, вдохновленными региональными костюмами, как в Кемпере, или творческими фабричными художниками. В Руане по мере развития коммуникаций и торговли с соседними странами росло и внешнее влияние на производство фаянса. Взаимодействие с Китаем оказало далеко идущее влияние на фаянсовые мотивы. Ввоз английского фарфора, гораздо более красивого по внешнему виду и отделке, и его популярность во Франции стали сказываться на продажах фаянса. Чтобы конкурировать, некоторые фабрики пытались изменить традиционный вид более изысканным продуктом.

Однако сегодня фаянс по-прежнему производится во Франции с рисунками и мотивами, которым сотни лет. Смелые цвета и деревенский стиль дополняют наш непринужденный образ жизни и популярность сельского французского дизайна.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Товары из Китая: обзоры и советы