Задолго до прихода европейцев образование было уделом нигерийцев. Дети узнали об их культуре, социальной деятельности, навыках выживания и работы. Большинство этих образовательных процессов имели неформальное воздействие на детей; некоторые из этих обществ давали более формальные учения об обществе и культуре.
В этих обществах существуют официальные инструкции, регулирующие обряды перехода от юности к взрослой жизни. Ожидается, что подростки приобретут необходимые социальные навыки и навыки выживания, а также хорошо усвоят культуру. Это основы образования в Нигерии, и западное образование было основано на них.
Европейское образование было введено в Нигерии в 1840-х годах. Это началось в Лагосе, Калабаре и других прибрежных городах. За несколько десятилетий преподавание английского языка постепенно прижилось в Нигерии. В колониальные годы Британия не поощряла образование. Школы были основаны и управлялись христианскими миссионерами. Британское колониальное правительство финансировало лишь несколько школ. Политика правительства заключалась в субсидировании миссионерских школ, а не в расширении системы.
В северной части Нигерии, населенной в основном мусульманами, запрещено образование в западном стиле. Религиозные лидеры не хотели, чтобы миссионеры вмешивались в ислам. Это проложило путь к созданию исламской школы, ориентированной в первую очередь на исламское образование.
По оценкам, грамотность взрослого населения в настоящее время составляет более 78 процентов для мужчин и 64 процента для женщин. Эти статистические данные основаны на предполагаемом уровне владения английским языком. Это исключает грамотность на арабском языке среди северных мусульман. Поэтому правильно назвать Нигерию страной, где доминируют образованные люди.
До обретения Нигерией независимости в Нигерии было всего две высшие школы. Высший колледж Яба (основан в 1934 году, ныне Технологический колледж Яба) и Университет Ибадана были основаны в 1948 году. Тогда это был Колледж Лондонского университета, пока через два года после обретения независимости он не получил автономию. Более известные университеты, в том числе Университет Нигерии, Университет Обафеми Аволово (бывший Университет Ифе), Университет Ахмаду Белло и Университет Мохуд Абиола Кашимаво (бывший Университет Лагоса), были созданы в годы после обретения независимости.
В 1970-х годах было основано больше университетов, в том числе Бенинский университет (основан в 1970 году), а новый университет открылся в Калабаре, Илорине, Джосе, Порт-Харкорте, Сокото и Майдугури. В 1980-х годах были созданы другие университеты и институт, специализирующийся на сельском хозяйстве и технологиях. Также был открыт ряд политехнических институтов, в том числе Технологический колледж Яба в Лагосе и Политехнический институт Кадуна.
В 1980 году предполагаемое количество учащихся в начальных школах составляло 12 миллионов, в средних и технических школах — 1,2 миллиона, в педагогических колледжах — 240 000 и в университетах — 75 000. С такими оценками можно было бы ожидать, что нигерийское образование в Нигерии значительно улучшится три десятилетия спустя. К сожалению, произошло обратное.
Нынешний упадок нигерийской системы образования можно проследить до 1980-х и 1990-х годов. Тогда была нехватка квалифицированных учителей, немногим квалифицированным учителям вовремя не платили зарплату. Количество школ не росло вместе с населением, и многие существующие школы недостаточно финансировались, что приводило к плохому обслуживанию. В университетах недостаточное финансирование привело к нехватке места и ресурсов. Увеличение платы за обучение часто вызывало беспорядки, приводящие к отмене семестров. Ситуацию осложнили и протесты сотрудников вузов, требующих повышения заработной платы и улучшения условий труда. Однако сегодня в большинстве штатов этими вопросами занимаются губернаторы.
Ущерб системе образования нанесен. Большинству выпускников не хватает необходимых навыков выживания и социальных навыков, которым следует обучать в школах. Это привело ко многим катастрофическим ситуациям в стране. Центр национального развития «система образования» больше не имеет значения; поэтому вся нация разваливается. Продукты нигерийской системы образования непригодны для использования, что приводит к массовой безработице и отсталости страны. Отсутствие навыков выживания приводит к росту уровня бедности в стране.
Однако ситуация не совсем безнадежна. Основа образования в Нигерии, на которой европейцы построили образование в западном стиле, крепка. Ему удалось сохранить целостность системы образования страны в трудные дни. Но, оставленные без присмотра, мы все присоединимся к Чинуа Ачебе и воскликнем: Все разваливается, центр не удержится… Везде анархия.