В настоящее время в Азии происходят серьезные изменения в сфере образования. Учитывая снижение числа учащихся в высших учебных заведениях в конце 1990-х гг., растущее проникновение международных университетов в Азию в этом десятилетии имеет очень большое значение. Согласно исследованию Британского Совета, в 2012 году увеличивается количество иностранных студентов в высших учебных заведениях Малайзии, Китая, Индии, Индонезии и других стран Юго-Восточной Азии. Эта тенденция, по мнению аналитиков Британского Совета, является явным признаком серьезного смещения баланса студентов во всем мире с Запада на Восток.
Влияние транснационального образования (TNE) на развитие онлайн-программ на получение степени в Азии очень велико, учитывая количество университетов, которые в настоящее время переходят на онлайн- и дистанционное обучение. Это также хорошо видно в различных публикациях, обзорах и отчетах крупнейших исследовательских компаний мира. Чтобы получить более полное представление о том, как онлайн-программы стали преобладать во многих азиатских высших учебных заведениях (ВУЗах), имеет смысл изучить некоторые замечательные события, произошедшие на азиатском рынке высшего образования за последние десятилетия.
Доинтернетный период
В начале 2000-х проникновение Интернета во многих азиатских странах было значительно низким. Даже сегодня развивающиеся страны, особенно в Юго-Восточной Азии, по-прежнему отстают от других стран в развитии инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий. Согласно статье 2012 года, опубликованной Pearson Asia Pacific, уровень проникновения Интернета в Камбодже составлял всего 0,5%, а в Индонезии — всего 10,5%. Согласно статье в блоге, опубликованной The Australian, в 2011 году проникновение Интернета в Китае и Индии составляло 40% и 10% соответственно. Таким образом, развитие Интернет-программ в этих регионах сдерживается плохим доступом в Интернет. Это технологическое обстоятельство также сделало многие страны Азии зависимыми от учебных программ, основанных на тексте, и традиционных очных встреч в классе в течение многих лет.
Постинтернетный период и появление открытых университетов
Быстрое развитие мобильных и интернет-технологий, которое наблюдалось в период с 2005 по 2011 год, открыло новые образовательные рынки в Азии. Благодаря финансированию со стороны национальных правительств и частных учреждений новые кампусы, виртуальные университеты и учебные центры выросли как грибы после дождя по всему азиатскому региону. Провайдеры онлайн- и дистанционного обучения (ODL) стали доминирующими, особенно в Южной Корее, Гонконге, Японии, Малайзии и Сингапуре, странах с большими достижениями в области интернет-технологий. Многие аналитики расценили эти улучшения в интернет-технологиях как «квантовый скачок» для многих поставщиков ODL.
В Малайзии в 2011 году около 85 000 студентов прошли онлайн-курсы для получения диплома. В том же году Южная Корея увеличила набор в онлайн-классы до более чем 112 000 студентов. В 2010 году около 1,64 миллиона человек в Китае записались на различные онлайн-курсы, проводимые через онлайн-СМИ.
В частности, открытые университеты стали пионерами программ дистанционного обучения в Азии. Среди крупных открытых университетов, которые изначально предлагали онлайн-программы на получение степени, были Asia e University (Малайзия), Корейский национальный открытый университет (Южная Корея), Открытый университет Индиры Ганди (Индия) и Центральный университет радио и телевидения (Китай).
Волна мобильных студентов
Согласно исследованию Глобального высшего образования, проведенному Британским советом в 2012 году, в 2010 году количество иностранных студентов, поступивших на обучение в Великобританию за границей, превысило количество иностранных студентов на суше (или в Великобритании). Это резко контрастировало с ситуацией с 1985 по 2008 год, когда более 50% азиатских студентов учились за границей, особенно в Северной Америке и Западной Европе. В 2010 году в Малайзии около 58 000 иностранных студентов обучались по программам очного и онлайн-обучения. С другой стороны, Китай сообщил, что в том же году было зачислено 71 700 иностранных студентов.
Рост МООК и глобальных альянсов
Новые способы обучения на онлайн-курсах привели к резкому увеличению числа учащихся во многих колледжах Азии. С 2011 года число студентов TNE, проходящих онлайн-курсы, значительно увеличилось в странах Юго-Восточной Азии. Согласно определению Британского совета, TNE «предоставляет или проводит обучение посредством дистанционного обучения, партнерских программ, филиалов и соглашений о франшизе». По прогнозам, к 2020 году набор TNE в Индии, Китае и Индонезии значительно вырастет: 7,1 миллиона, 5,1 миллиона и 2,3 миллиона студентов в соответствующих странах.
Что будет стимулировать этот массовый всплеск зачисления на онлайн-курсы, так это растущее число западных учреждений, сотрудничающих с азиатскими университетами для получения франшизы, совместных или двойных степеней, а также электронного или дистанционного обучения, включая массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Таким образом, по мнению аналитиков, онлайн-программы на получение степени, предлагаемые этими азиатскими университетами, будут продолжать расти в 2020 году.